Игра-викторина для педагогов на тему: «Знакомство с русскими праздниками, традициями и обычаями»

«Уметь воспитывать детей — это великое государственное дело,

требующее таланта и широкого знания жизни» (М. Горький)

            Во многом эти знания нам даёт народное творчество-вечный источник жизненного опыта, мудрости и красоты.
Народное искусство создаёт реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития личности человека. Вот почему необходимо вместе с детьми изучать культуру наших предков с ранних лет. Воспитатели детского сада должны любить культуру своих предков и восхищаться народным искусством, только тогда мы сможем увлечь своих воспитанников и воспитать в них чувство прекрасного и чувство любви к своей Родине, гордость за мастерство наших предков и уважение к их безмерному таланту.
Соприкосновение с народным искусством и традициями русского народа, участие в различных народных праздниках, проводимых в нашем детском саду, духовно обогащают ребёнка, воспитывают в нём чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. А научить их любить свой родной край, познакомить с декоративно-прикладным творчеством наших предков сможет воспитатель. Вот почему я решила провести игру-викторину на эту тему.
Ведущая:

На завалинках, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
пожилых и молодых.
При лучине мы сидели
Иль под светлым небосводом-
Говорили, песни пели
И ходили хороводом.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
были праздником души!
Быт людей сейчас отмечен веком,
Поменялся старый мир
И сидим мы в одиночку
В уголках своих домов, квартир.
Наш досуг стал очень мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок!
Их нам надо возродить!
Вот сегодня мы с вами собрались на русские посиделки. Ждёт нас всех праздник большой, праздник радостный!

К путешествию в старину
Мы вас всех приглашаем-
О русских обычаях, традициях предков
Сегодня мы много узнаем.
Будем слушать сказки, песни запевать,
Русские народные игры затевать.
Так жили на Руси наши предки и нам завещали-
Очень хотели, чтобы мы традиции их продолжали!
Итак, предлагаем вам сейчас сыграть в игру-викторину.
Мы сегодня узнаем, действительно ли мы хорошо знаем русскую народную культуру?
Для этого нам необходимо разделиться на 3 команды (по 10 человека) и выбрать капитанов команд.

1-я команда«Сударушка»

2-я команда«Лебёдушка»

3 команда:   «Молодушка»
1-ый конкурс«Давайте познакомимся»
Команды должны представить свой девиз.
(Команды могут использовать предложенный материал и музыкальное сопровождение) Все готовы к игре, и мы начинаем.
2-ой конкурс«Дело мастера боится»
Русский народ был очень трудолюбив, и помогали нашим предкам в работе, да и в рукоделии необходимые орудия труда. Вот сейчас мы с вами должны найти необходимое орудие труда, назвать его и показать, как оно использовалось.

(предлагаются предметы из музея: коромысло, ухват, прялка, рубель, веретено, коклюшки, чёски, валёк.)
3-ий конкурс«Объяснялки»
Команды должны объяснить значение исконно русских слов (по 5 слов для каждой команды)
Красота-венец невесты из лент и цветов, символ девичества и девической воли.
Жалейка-дудочка из ивовой коры.
Гумно-место для молотьбы, а также сарай для хранения снопов.
Зипун-крестьянский кафтан из грубого толстого сукна без воротника.
Волосянки-лапти, сплетённые из конского волоса.
Овин-место для просушки зерна перед молотьбой.
Чуни-валенки с коротким голенищем.
Малахай-овчинный треух, который в деревнях шили сами.
Короб-повозка, тарантас.
4-ый конкурс«Русская народная песня»

Ни один русский праздник, ни одни посиделки не обходились без красивых и мелодичных русских народных песен.
Наш следующий конкурс посвящается русской народной песне. Задание.. . узнай песню по словам и спеть

1.Выходила молода За новые ворота, За новые, дубовые, За решетчатые. (Ах вы сени)

  1. Стану в балалаечку играти, Стану я милого будити, Люли, люли, будити. ( Во поле берёза)
  2. Там девицы гуляли, Там красные гуляли. Ну что ж, кому дело, гуляли! Да, Ну кому какое дело, гуляли! (На горе-то калина)

5-ый конкурс: «Щи да каша-пища наша»

«Издавна русский народ славился своим гостеприимством и угощением. Сейчас командам предстоит найти названия традиционных русских блюд и рецепт их приготовления. (По 3 блюда на каждую команду) 

каша в тыкве; гороховая; гречневая с грибами -крупяные
Блины, пироги, кулебяки -мучные
Кисель, медовуха, сбитень -напитки

6-ой конкурс: «Умелые руки не знают скуки»

Говоря о традициях и обычаях русского народа нельзя не вспомнить о великолепных произведениях декоративно-прикладного искусства наших предков. И сейчас командам предстоит отгадать, о каком художественном промысле пойдёт речь? (Загадки о художественных промыслах по 3 на команду)

(использовать слайды)

1)Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Скорее, друзья, отгадайте,

О чём говорю сейчас я? (Дымковские игрушки)

2) Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно с Севера пришла
И цветами расцвела —
Голубыми, синими.
Нежными, красивыми.

(Гжельская роспись)

3) Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора.
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у нас видны.

(Филимоновские игрушки.)

4)Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки.
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят,
И точки черно-белые
На солнышке блестят.
(Городецкие игрушки.)

5)Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется, и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые. (Хохлома.)

6)Стучат коклюшки:
Стук-стук-стук!
Платочек появился вдруг,
И воротник из белой нити
Прекрасно выполнен, взгляните!
Как вы думаете, что это может быть?
(Вологодское кружево.)

7)Круглые, железные,
В хозяйстве полезные.
Черные, жёлтые, красные,
Удивительно прекрасные!
(Жостовские подносы.) 

8)Тук-тук, щелк-щелк,
Медведь, мужик, коза и волк.
Деревянные игрушки:
И медведи, и старушки —
То сидят, а то спешат,
Ребятишек всех смешат.
(Богородская резьба.)

9) Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Даже всех не сосчитать. (Матрешки.)

7-ой конкурс «Листая страницы»

  1. В канун какого праздника по русскому обычаю окна домов украшают березовыми ветками? (Троица)
  2. До какого дня на Руси нельзя было есть яблоки (до яблочного спаса)
  3. Признаки праздника: кулич и крашенные яйца. Название праздника? (Пасха)
  4. В какое время люди стегали друг друга прутиками и приговарили: не я бью…(вербная неделя)
  5. Период между какими двумя праздниками называют Святками? (Рождество и Крещение)
  6. В канун какого праздника, по народным поверьям, цветет папоротник? (Иван Купала)
  7. Какое церковное название имеет праздник Вербное воскресенье? Расскажите о нем. (Вход Господень в Иерусалим; у нас называется Вербным воскресеньем, потому что ветки вербы заменяют пальмовые ветви, с которыми жители Иерусалима встречали входящего в город Христа)
  8. Каждый день Масленой недели имел своё название. Какое название у воскресенья и почему? (Прощёное, т.к. в этот день принято просить прощения у всех, кого чем-то обидел)

Вот и закончилась наша игра-викторина. Мы ещё раз убедились, как важно иметь представление о традициях и обычаях нашего народа и применять эти знания в работе с детьми.

Звучит народная мелодия. Ведущая угощает баранками 

Очень часто за событиями и за суматохой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
И хоть стали нам привычными
На Марс полёты и Луну.
Прошу вас всех: «Не забывайте вы свои обычаи,
Ценить умейте старину!»

Составила: музыкальный руководитель: Сульманова С.Г.

 

Яндекс.Метрика