Семинар «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

26 октября 2016 году.

Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Задачи:

  1. Совершенствование работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, привлечение родительской общественности к данному направлению.
  2. Расширять знания воспитателей по вопросу «Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности».
  3. Формировать профессиональные умения по заданной теме.
  4. Развивать психологические качества, обеспечивающие личностно-ориентированное общение педагогов с детьми.

«Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств и духовности. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.»

И как не вспомнить слова В.А. Сухомлинского «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Нравственно — патриотическое и духовное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая в нашем детском саду решается сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил.

Наш коллектив — это единое целое, большая семья, которая интересно живет в совместной деятельности педагогов, детей и родителей и в тесном сотрудничестве между взрослыми и детьми.

Как помочь детям стать чуткими, щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе?

Этой теме был посвящён семинар.

Вспомним В. А. Сухомлинского, который долго и мучительно искал корни зла, жестокости и поиски увенчались такими выводами: «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу — в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым че­ловеком, человеком его надо сделать».

«Да»! — говорит ученый и педагог-новатор Ш. А. Амонашвили, он видит только один путь гуманного подхода к детям. Это ему принадлежат замечательные слова: «Учитель! Будь солнцем, излучающим человеческое тепло!». Пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие дошкольников в процессе воспитания оказывает личность педагога.

Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений:

—  к своей работе,

— к воспитанникам,

— другим людям,

— к самому себе.

Почему дети равнодушны? — часто удивляемся мы. А может и эти, на первый взгляд кажущиеся, мелочи и не дают вовремя пробудить­ся теплу детских сердец. Никакая методика и даже практика здесь не по­могут. Да и какую методику можно создать для сердца. И ясно одно: только отзывчивое сердце педагога может услышать боль ребенка, при­нять ее, разделить.

Работа педагогов творческих мини-группах.

  • Личный пример педагога, ответственное отношение к своей работе

 

Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и воспитанниками укрепляют в детках веру в торжество морали. И, напротив, если дети были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию дошкольников наносится существенный урон. Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя.

Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если педагог провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов.

 Принципы педагогической деятельности, которые выделил Ш. А. Амонашвили, как ос­новные в гуманном подходе к детям:

       Первый — любить ребенка, т.к. без этого невозможно воспитать гу­манную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она, един­ственная добрая сила, стимулирует его взросление, доброе отношение к окружающим. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления досто­инства, все это составляет темную силу педагогики, отравляет жизнь ре­бенка, вносит в нее разочарование и злобу.

Второй — очеловечить среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспе­чить душевный комфорт и равновесие. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, уныние, униженность. В такой обстановке он теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начинает делать зло другим, тогда он с легкостью найдет приют в «тихом омуте».

2.«Отношение к детям – главный показатель компетентности педагога»

В годы детства каждый человек требует добра, участия, ласки. Если ничего этого нет, если человек вырастает в обстановке равнодушия и бес­сердечности — юное сердце становится равнодушным, в нем нет чуткости к добру и красоте.

— Вам нравится, когда вас называют по фамилии? Хотели бы Вы, чтобы вас называли по фамилии?

— А как вы думаете, какое чувство испытывает в такой ситуации ребенок?

    Трудно поверить, но обращение к детям по фамилии переводит детей в официальную тональность общения, лишает их личностной ласки и со­чувствия. В итоге наши дети не получают своей порции «поглаживания», а это в дошкольном возрасте просто опасно.

Задания:

  • Каковы ваши чувства, когда к Вам обращаются по фамилии?
  • А как разнообразны обращения к детям?
  • Как можно обращаться к детям, различать их, если у вас в группе 5 Вероник или как выходите из ситуации, если в группе несколько детей с одинаковыми именами?
  • Нужно ли спрашивать у детей и родителей, как детей называют дома? Зачем?
  • Как донести до ребёнка замечание, не унижая его.
  • Как часто Вы прижимаете своего собственного ребёнка к себе? Говорите ему слова любви? Ласковые слова?
  • Возможно ли так относиться к детям в группе?

3.«Художественное слово в воспитании нравственных чувств у детей»

Наверно, недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово ранит». Лечить словом — это значит вовремя найти нужные слова, утешить, под­бодрить словом в трудную минуту ребенка. Как это сделать? Что сказать?

Можно ли затронуть тонкие струны маленьких сердец чтением про­изведений, стихов?

Вопросы:

  1. Какие стихи вы разучиваете с детьми? Назовите произведения на примере, которых можно воспитывать различные нравственные чувства.

      2.Какие приемы помогают донести их содержание?

  1. Какие чувства воспитываются в произведениях «Колобок», «Репка», «Красная шапочка»?

     4.Какие вы знаете произведения о воспитании добрых чувств?

  1. «Если ребенок обидел товарища … «

Задание: отметьте на карточке меры воздействия педагога на предложенную ситуацию: «Если ребенок обидел товарища … «

— кружками,  те действия, которые вы использовали;

— подчеркните действия, которые не использовали, но вам понравились, вызвали интерес;

— зачеркните те действия, которые вы отрицаете.

  • Не обращать внимания.
  • Предложить дать сдачи.
  • Пригрозить: «Мы сейчас с тобой также поступим».
  • Лишить игрушек.
  • Объявить бойкот.
  • Отправить в тихий угол поостыть.
  • Осудить поступок в коллективе детей.
  • Долго объяснять поступок ребенку.
  • Добиваться извинений.
  • Сказать, например: «Что это с тобой случилось? Ты никогда ни­кого не обижал. Может, тебя злодей сегодня околдовал? Мы тебе помо­жем снова стать добрым!»
  • Заплакать вместе с обиженным.Прибегнуть к помощи волшебной палочки, ключика. Прикос­нуться к плечу обидчика с волшебными словами.
  • Рассказать все пришедшим в группу взрослым, какой поступок совершил этот ребенок.
  • Отвести к заведующей.
  • Прочитать четверостишие. Какое?
  • Отправить к груше: «Грущу бить можно, а детей нет».
  • Отправить к «сердитому» зеркалу.
  • Отправить обоих в уголок примирения.
  • Выслушать объяснения обоих обидчиков.
  • Предложить родителям принять меры.
  • Посоветоваться с родителями, в чем они видят причину проступка?

5.  « Ябеда – беда для группы»

     Как часто в течение дня мы слышим от детей жалобы на других. Ябе­да есть в каждой группе. Сколько их, много или мало, наверное, зависит от нашего к ним отношения. Иногда бывают случаи, что дети жалуются на сверстника до тех пор, пока их «провинившийся» товарищ не получит замечания от взрослого или не будет наказан. Ребята хорошо знают, что наказание — это горько, неприятно, стыдно. Они сами это пережили, и, казалось бы, должны своего товарища пожалеть. А вот не жалеют. Поче­му? Их не научили сочувствию. Но их ведь не учили и злорадству. Да, конечно, специально не учили. Но не замечали, не останавливали, не разъ­ясняли неблагородный поступок ребенка.

    «Мальчик, выполняя поручение воспитателя, подклеивал порванную книгу и нечаянно пролил клей. Наблюдавшие за его работой дети весело запрыга­ли и закричали: «А мы скажем, а мы скажем … » и побежали к воспитателю жаловаться. Никто из них не помог расстроившемуся мальчику».

  • Как вы поступаете в таких случаях?
  • Что вам больше всего помогает в борьбе с ябедничеством?

Пусть стихотворение «Ябеда» В. Кодряна поможет вам в борьбе с ябедами.

А он упал и прямо в грязь,

Она чуть-чуть не подралась.

Володя ваш почти не ел.

Ваш Юpa очень тихо пел.

Про всех все знает, все расскажет.

О чем не спрашивают даже.

И за такой-то честный труд

Девчонку «ябедой» зовут.

  1. Острое блюдо

       Что сегодня нужно предпринять нам, педагогам, чтобы наши воспитанники на долгие годы сохранили выражение детскости и чистоты?

Вопросы острого блюда

  1. Вы вдруг услышали от детей такой уговор: «Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру». Ваши действия?
  2. В группу внесли новые игрушки, которыми хочет овладеть каждый.

Как предотвратить ссоры, драки, вызвать желание уступить другому?

  1. «Воспитание доброты должно начинаться с поощрения его за хо­роший поступок». Согласны ли вы с этим мнением?
  2. Ребенок разбил чашку. На его лице испуг. Няня начинает грозную речь, а вы?
  3. Ребенок споткнулся и упал. Никто из товарищей его слез не заме­чает. Ваши слова и действия.

7.«Я могу..»

После нашего большого разговора о том, как помочь детям преодолеть такие порочные качества, как озлобленность, злорадство, жестокость, при­шло время слову-эстафете. Это значит, вам необходимо продолжить пред­ложение, высказать свою основную мысль.

«Я, как педагог, могу помочь преодолеть детям злорадство, жесто­кость, озлобленность, если … (передается эстафетная папочка по кругу и воспитатели продолжают фразу)».

       В заключении предлагаем педагогам по стакану «волшебного напитка» (в стаканы налит сок):

    — Предлагаем волшебный напиток, который поможет вам, дорогие педагоги, превратить наших де­тей в добрых, чутких, отзывчивых. Мы знаем, вы все мечтаете о том, чтобы дети были именно такими. Испив сей напиток, вы уже не сможете громко ругать детей, обсуждать их проступки в присутствии других, а будете подмечать только хорошее и радоваться, восхищаться, по­ощрять.

Причем, после первых трех глотков напитка вы уже не сможете на­зывать детей по фамилии, никого и никогда, у вас появится необыкновенное желание учить стихи и пословицы о доброте, ежедневно совершать с детьми много доб­рых поступков по отношению к природе, малышам и всем, кто нуждается в помощи.

И тогда волшебный мир доброты откроется вам и вашим детям.

Друзья мои!  Внушайте людям веру!  И чаще говорите “Добрый день”,  И следуйте хорошему примеру!  Продляйте добрым словом  Жизнь людей!

«Посеять в детских душах доброту»

Правила для родителей, воспитателей и работников детского сада

  1. Будьте хорошим примером для детей и окружающих взрослых.
  2. Будьте внимательными к чужим проблемам.
  3. Будьте вежливы, приветливы ко всем. Оказывайте каждому ребенку каждый день максимум внимания, ласки, доверия и любви.
  4. Никогда не унижайте достоинство ребенка, не высмеивайте его неудачи, не критикуйте. Во всех проблемах умейте найти справедливое решение.
  5. Умейте понимать, чувствовать и принимать каждого ребенка.
  6. Всегда эмоционально откликайтесь на проблемы каждого ребенка, какими бы мизерными они не казались.
  7. Искренне радуйтесь успехам и достижениям малыша.
  8. Умейте видеть и отмечать в ребенке его лучшие качества и достижения.
  9. Часто, но обосновано, хвалите ребенка в присутствии родителей (педагогов).
  10. Действуйте исключительно в интересах ребенка.
  11. Помните, что каждый ребенок не повторим. Научитесь видеть и выявлять возможности и способности каждого ребенка.
  12. Верьте и доверяйте ребенку.
  13. Избегайте принуждения, насилия, подавления воли ребенка, предоставляйте ему свободу выбора в той или иной ситуации.
  14. Смотрите на происходящее с ребенком и вокруг него глазами ребенка, с его детской индивидуальной позиции.
  15. Ласково и только по имени называйте детей.
  16. Добейтесь, чтобы дети заботи­лись об обитателях в живом уголке детского сада.

17.Учите с детьми стихи о доброте.

18.Не обсуждайте поступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у других детей.

19.Не унижайте ребенка.

20.После замечания прикоснитесь к ребенку и дайте понять, что вы ему сочувствуете.

21.Читайте стихи, сказки, рассказы на данную тему.

  1. Создавайте ситуации, зовущие к добру и состраданию.
  2. Заботьтесь о младших (делать подарки, игрушки, расчищать участок, помогать одеваться и т.д.).
  3. Обсуждайте с детьми ситуации положительного характера, напри­мер: «Как нас выручил Миша», «За что я люблю свою подругу», «Наши добрые дела».

 

Яндекс.Метрика