Как составлять выписки

Когда мы нуждаемся в выписках, это происходит в случаях, когда нам интересны не все части произведения, а только определенная часть, отдельные фрагменты или когда мы знакомимся с несколькими текстами на одну тему. Выписки из текстов применяются при работе с любыми книгами или статьями для подготовки докладов, рефератов или сочинений.

Выписки должны быть точными, цитируя оригинальные слова автора в кавычках, и указывая (лучше в скобках) название произведения, главу, раздел, параграф или страницу.

При составлении выписок и записей рекомендуется использовать отступы, выделение цветом, римские и арабские цифры, буквы алфавита и т. д.

Шаги:

1. Внимательно прочитайте название статьи и понимайте его смысл.

2. Активно прочитывайте материал и одновременно делайте краткие заметки о главных идеях.

3. Старайтесь записывать информацию максимально лаконично.

4. Разделяйте каждую мысль на отдельные части.

5. По окончании работы запишите все данные о источнике.

Презентация

Презентация (от лат. praesento – представление) – документ или набор документов, который предназначен для представления какой-либо информации (организации, проекта, продукта и т.п.). Основная цель презентации заключается в том, чтобы передать полноценную информацию о предмете презентации целевой аудитории в удобной форме.

Презентация является одним из инструментов маркетинга и PR.

Презентация для занятия (лекции, практического занятия) используется в качестве визуальной поддержки или демонстрации. Рассмотрим основные требования к презентации. Требования к содержанию мультимедийной презентации: – соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;

– соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);

— Отсутствие фактических ошибок и достоверность предоставляемой информации;

— Краткость текста на слайде;

— Полнота (каждая часть текстовой информации имеет логическую завершенность);

— Объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимаемые группы;

— Компактность и информативность текста;

— Расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна быть расположена в центре экрана; если на слайде есть изображение, текст должен быть расположен под ним; рекомендуется выравнивать текст по ширине; следует избегать «рваных» краев текста);

— Наличие не более одного визуального акцента: цветовое выделение, яркость, обводка, мигание, движение;

Критерии для внешнего вида и звучания:

– применение только оптимизированных изображений (например, сжатие с помощью Microsoft Office Picture Manager, настройка изображения через панель управления Microsoft Office);

– соответствие изображений содержанию;

– соответствие изображений возрастным особенностям учащихся;

– качество изображения (контрастность изображения по отношению к фону, отсутствие «лишних» деталей на фотографии или рисунке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);

– качество звукового сопровождения (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов);

– обоснованность и разумность использования графических элементов.

Критерии для текста:

— чтение текста на заднем плане слайда презентации (текст ясно виден на заднем плане слайда с использованием контрастных цветов для заднего плана и текста);

— размер шрифта должен соответствовать возрастным особенностям учащихся и быть не менее 24 пунктов;

— отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте примерно равно 1:5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;

— использование шрифтов без засечек (они проще читаются) и не более трех различных шрифтов;

— длина строки не должна превышать 36 символов;

— расстояние между строками внутри абзаца должно быть 1,5 интервала, а между абзацами — 2 интервала;

— подчеркивание используется только в гиперссылках.

Требования к оформлению:

— использование одного стиля оформления;

Содержание презентации должно соответствовать стилю оформления (графическому, звуковому, анимационному).

Для фона слайда необходимо использовать психологически комфортный тон.

Фон должен быть задним (вторым) планом, который выделяет, оттеняет и подчеркивает информацию, находящуюся на слайде, но не перекрывает ее.

На одном слайде следует использовать не более трех цветов: один для фона, второй для заголовков и третий для текста.

Шаблон должен соответствовать представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным).

Анимационные эффекты следует использовать, если это целесообразно.

Требования к качеству навигации:

Элементы навигации должны быть работоспособными.

Использование навигации должно быть целесообразным и рациональным.

Требования к эффективности использования презентации:

– гарантия всесторонней компьютерной поддержки: индивидуальной, групповой, фронтальной работы студентов;

– педагогическая необходимость использования презентации;

– учет требований СанПиНов относительно использования технических средств(проведение занятий за компьютером для учеников 1-х классов не более 10 минут, для учеников 2-4-х классов — 15 минут; продолжительность просмотра презентации – не более 20 минут);

Мнение эксперта
Иванов Николай Анатольевич

– адаптивность мультимедийной презентации, возможность внесения изменений и дополнений в соответствии с учебной программой и особенностями конкретного учебного заведения, целями преподавателей;

– творческий, новаторский подход к созданию презентации.

Презентация не должна быть скучной, однообразной, громоздкой (оптимально – 10-15 слайдов).

На первом слайде необходимо указать информацию о создателе (ФИО и название учебного заведения), название материала и дату его разработки. Если это помешает восприятию информации на титульном слайде, то данные о создателе могут быть размещены в колонтитулах.

На последнем слайде следует предоставить список использованных источников с активными и точными ссылками на все графические объекты. Также на завершающем слайде можно повторно указать информацию о создателе презентации (слайд № 1), при этом добавив его фотографию и контактные данные (адрес электронной почты, телефон).

Советуем прочитать:  Путь к выходу из академа

Для удобства пользователей мультимедийная презентация с методическим сопровождением и приложениями должна загружаться в виде одного заархивированного файла.

Умение делать выписки и составлять тезисы

Выписки необходимы для захвата интересных выражений, выводов, доказательств, статистических данных, фактов и примеров, связанных с изучаемым вопросом. В некоторых случаях мы не можем передать мысль автора своими словами, поэтому прибегаем к выпискам.

Важно внимательно читать текст и кратко записывать основные мысли по ходу чтения.

Лучше делать выписки на отдельных листках или карточках. При выписке цитаты желательно указывать название книги, фамилию автора, год издания и страницу.

Тезисы представляют собой сжатое изложение основных положений и ключевых мыслей научных работ, статей, докладов, курсовых и дипломных работ и прочих текстов. При написании тезисов, как и любого другого профессионального текста, существуют определенные требования. Важно отметить, что несмотря на то, что некоторые аспекты могут напоминать сочинение, тезисы прежде всего являются научным произведением со всеми вытекающими отсюда выводами.

— Заголовок должен точно отражать основную тему. Чтобы выбрать подходящее название, рекомендуется его определить после написания основной части.

— Тема тезисов должна быть четкой и достаточно узкой, так как лаконичный формат не позволяет отклоняться от сути слишком сильно.

— Даже в кратком формате в тезисах должны присутствовать органично вписанные примеры.

— Краткое вступление должно отвечать на основной вопрос, поставленный в материале. Размер вступления составляет один небольшой абзац.

Основная часть работы также должна иметь структуру, состоящую из нескольких утверждений и подразделов. Каждое утверждение должно быть подкреплено примером, особенно, если речь идет об исследовательской работе.

Заключение подводит итог всему вышесказанному и предоставляет указание, где можно найти более подробную информацию. Оно также должно быть небольшим по размеру, как и введение.

В научных тезисах также следует обратить внимание на цитаты, сноски и ссылки, а также на иллюстративный материал.

Мнение эксперта
Иванов Николай Анатольевич

Тезисы позволят вам представить свою работу на любой конференции: теперь вы не забудете о том, о чем нужно сказать, и сделаете это профессионально.

При чтении старайтесь понять смысл. Чаще всего ставьте перед собой вопросы. Вопросы могут быть разных видов:

— простые (что? где? когда? зачем?);

— уточняющие (правильно ли я понял?).

· инструментальные (с какой целью?);

· креативные (что могло бы быть?).

Тонкие аспекты – это аспекты, к которым можно ответить одним словом, воспроизводящие вопросы.

Толстые аспекты – это аспекты, требующие размышлений, привлечения дополнительных знаний, умения погрузиться в текст, умения анализировать.

Таблица 7. Тонкие и толстые аспекты

Тонкие аспекты Толстые аспекты
Кто? Зачем?
Что? В чем разница.
Когда? Что случится, если…?
Согласны ли Вы. Как вы считаете?
Правильно ли. Предположите, что произойдет (произошло бы)…
Мог ли. С чем связано…?
Перечислите… Дайте объяснение…

Этот метод позволяет анализировать информацию, учитывая свой личный опыт, и развивает навык работы в группах разных размеров. Он также помогает научиться выслушивать мнение соперника и аргументированно выражать свою точку зрения.

Особенность составления плана текста

Составление плана текста – это составление списка основных идей, которые расположены в таком порядке, чтобы отражать логику текста. Для составления плана необходимо разделить весь текст на мелкие темы (обычно это абзацы текста), каждая из которых содержит определенную мысль и имеет логическую завершенность. Выделяя основную мысль, вы создаете пункт плана.

Составление плана способствует лучшему пониманию текста:

· раскрывает содержание текста;

· отражает последовательность развития авторской мысли;

· помогает запомнить содержание текста;

· ускоряет выполнение работы над сокращенным текстом;

· способствует сохранению индивидуального стиля автора;

Принципы создания плана:

1 Ознакомьтесь с произведением.

2 Выявите основную идею.

3 Сформулируйте идею в нескольких предложениях.

4 Выразите идею в одном предложении.

5 Поделите произведение на части.

6 Дайте заголовок каждой части.

7 Перечитайте названия частей и проверьте, насколько точно они отражают содержание текста; не пропустили ли какой-либо эпизод.[12,с.45]

Типы планов

1 Вопросный

План составляется посредством задания вопросов к каждому разделу текста. Целью этих вопросов является помощь в восстановлении содержания всего текста. Рекомендуется использовать вопросительные слова типа «как», «сколько», «когда», «почему» и т.д., вместо словосочетаний с частицей «ли» (например, «есть ли»).

2 Назывной

План составляется в виде названий каждого параграфа.

3 Тезисный

План составляется в виде кратких тезисов. Тезис представляет из себя сжатую формулировку идеи параграфа или части текста.

4 План – опорная схема

Этот план состоит из «опор», которые представляют собой ключевые слова или фразы, предложения, несущие основную смысловую нагрузку. По данным «опорам» легко восстановить весь текст.

Лекции для студентов

Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере — Виды выписок из текста

  • Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере
  • В чем заключается специфика научной деятельности?
  • Разновидности познания и виды научных исследований
  • Методологические аспекты научного познания
  • Общие принципы познания в науке
  • Что является частнонаучной (специальной) методологией
  • Научное исследование в методологическом контексте
  • Этапы научного исследования
  • Сбор социальной информации с помощью опросных методов
  • Методическое обеспечение научного исследования
  • Приемы и методы понимания, запоминания и осмысления текста
  • Различные виды выписок из текста
  • Написание и оформление научной работы
  • Особенности организации учебных работ
  • Особенности подготовки и защиты дипломной работы
  • Принципы логики и правила

Страница 12 из 16

Какие виды выписок из текста рекомендуют делать ученые?

Советуем прочитать:  Узнайте стоимость уборки территории с компанией «Белый Город»

После изучения и выбора источников по теме, необходимо приступать к чтению текстов. Первый этап работы с текстом включает следующее: составление библиографического описания источника (книги, статьи) в соответствии с требованиями ГОСТ 2003г. «Библиографическая запись».

Затем следует прочтение текста в целом или выборочно. Если источник и его содержание вам знакомы, можно сразу делать выписки. Если же текст полностью новый, то сперва его следует прочесть, а затем делать выписки из него.

В процессе чтения может возникнуть вопрос, можно ли делать пометки на страницах текста? Ответ очень простой. Если это ваша собственная книга или журнал, ксерокопия статьи и т.д., то вы можете делать любые пометки. Неясные места или термины могут быть помечены вопросительным знаком «?».

Согласие с автором и его ценные мысли могут быть отмечены восклицательным знаком «!» или знаком NB (нота бене). Подчеркивание ценных мыслей или фактов и прочее. В процессе или после чтения текста вы можете составить план, тезисы, конспект, выписать цитаты и т.д.

План — это структурированный набор кратких мыслей или заголовков. Он отражает содержание источника. План может быть простым или сложным, с подпунктами.

План имеет несколько преимуществ: а) он краток; б) хорошо составленный план нагляден и понятен; в) план обобщает содержание; г) план помогает запомнить прочитанное; д) план помогает составить более подробные записи. При работе с монографией план обычно не нужен, так как оглавление уже является планом монографии.

Тезисы представляют собой утверждения, которые могут быть доказаны или опровергнуты. По сравнению с планом, они отвечают на вопрос «что» говорится в тексте. Обычно количество тезисов должно соответствовать количеству пунктов плана.

В отличие от других выписок, которые могут содержать иллюстративный или фактический материал, тезисы всегда должны подлежать доказательному рассуждению (суждению). Тезисы, как никакая другая форма записи, позволяют сжать материал, выразить его суть в кратких формулировках, раскрывающих всё произведение.

Конспект представляет собой краткое содержание текста, известное также как «золотое ядро». Конспекты можно условно разделить на четыре типа: а) плановые (составленные на основе предварительного плана); б) текстовые (это конспект, созданный в основном из отрывков оригинала — цитат), текстовые выписки здесь связаны друг с другом логическими переходами; в) свободный конспект. Для его составления необходимо умение одному сформулировать основные положения четко и кратко, а для этого требуется глубокое осмысление материала и обширный активный словарный запас.

Свободный конспект считается наиболее ценным, так как он свидетельствует о том, что автор владеет искусством своими словами пересказывать основное содержание текста; г) тематический конспект даёт достаточно полный ответ на определенную тему (вопрос). Особенность этого конспекта заключается в том, что он может не отражать полное содержание каждого использованного произведения, так как разрабатывает конкретную тему на основе нескольких источников. Конспект отвечает на несколько вопросов: о чем, что и как говорится в тексте о проблеме.

Все виды выписок (план, тезисы, конспект) наилучше делать на отдельных листах, а не в тетради, так как это облегчает их использование. Факты и теоретические положения, зафиксированные в выписках на листах, легче сравнивать, обобщать и систематизировать. Кроме того, выписки следует хранить в отдельных папках, которые обычно соответствуют плану исследователя.

Чтобы сохранить информацию о том, что вы выписали из текста, обязательно нужно указывать страницы (и, конечно же, источник текста).

Цитаты — это дословные выдержки из текста, которые при цитировании должны сохранять орфографию автора, абзацы и другие особенности текста. Цитаты берутся в кавычки. Если нужно опустить слово или группу слов, следует поставить три точки вместо них.

Если исследователь хочет подчеркнуть определенное слово в цитате, он может добавить пометку «подчеркнуто мною» со своими инициалами и фамилией в скобках после текста. Цитирование обычно используется для выделения основных мыслей автора, подтверждения правильности аргументов и ссылок на авторитетные высказывания, а также для обогащения языка точными и глубокими выражениями. Выписка из текста, как правило, осуществляется только из самых важных и значимых источников по разрабатываемой теме.

В других случаях можно выписывать отдельные факты, цифры, суждения, умозаключения, идеи, законы, закономерности, схемы, таблицы и т.д. В любой выписке необходимо указывать источник текста и страницы.

Информационно-библиотечный центр МБОУ «ИТ- лицей №24»

Записи могут быть разнообразными по характеру, и в то время как пометки выделяют важные части текста, выписки извлекают важные мысли и идеи и переносят их на бумагу или другой носитель.

Познакомимся с различными видами записей: выписки, планы, тезисы, конспекты.

Выписки

Навык делать выписки является основой работы с книгами. Однако выписки могут делаться не только из книг, но и из статей и других текстов.

Выписки применяются при более детальном изучении текстового материала, а также при подготовке докладов, статей и больших работ.

Чтобы сделать выписки более удобными и эффективными, следует придерживаться определенных правил:

  • Выбирать самую важную и существенную информацию из текста.
  • Собирать информацию по одной теме, но из разных источников.
  • Сокращать объем текста, если он слишком большой для цитирования.
  • Записывать выписки своими словами, если это возможно.
  • Давать ссылки на источники информации.
  • При цитировании использовать кавычки и указывать страницу книги.

Соблюдая эти правила, можно значительно облегчить запоминание и систематизацию информации.

2. Обратите внимание на те материалы, которые могут быть использованы или оказаться полезными в будущем. Такой подход позволит эффективнее изучать и разрабатывать новые проблемы.

Советуем прочитать:  Сколько нужно заплатить за просрочку прописки?

3. Сделайте записи о своих мыслях, выводах, статистических данных, примерах и фактах, касающихся проблемы исследования.

4. Подготовьте список литературы, которая упоминается в книге.

5. Вносите записи о прочитанном, отмечайте свое отношение к содержанию книги, задавайте вопросы или делайте догадки на основе прочитанного, а также отмечайте способы поиска дополнительной информации.

План

План представляет собой совокупность основных мыслей, выраженных в тексте.

План состоит из пунктов и подпунктов. Краткие названия пунктов и подпунктов отражают основную идею раздела или главы, чтобы можно было восстановить содержание книги по плану.

План могут быть разным: простым или сложным. Сложный план отличается от простого тем, что содержит подпункты, которые более детализируют основное содержание.

Правила создания плана:

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Разделите его на части таким образом, чтобы каждая из них выделяла главную мысль.

Мнение эксперта
Иванов Николай Анатольевич

3. Дайте заголовки каждой части. Пункты плана могут быть в форме заголовков или вопросов, которые разъясняют содержание текста, указанного автором.

4. В каждой части выберите несколько положений, развивающих главную мысль.

5. Убедитесь, что все основные идеи, представленные в тексте, отражены в плане.

Конспект

Конспект — это краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, которое предназначено для последующего воспроизведения информации с различными уровнями детализации.

  • Составить подробный план;
  • Составить тезисы, которые иногда могут совпадать с кратким конспектом;
  • Составить подробный конспект.
  • Существуют краткие, подробные и смешанные конспекты, которые различаются по объему.

    Краткий конспект включает в себя общие положения. В подробный конспект включаются доказательства, обоснования теоретических положений, пояснения и иллюстративный материал. Смешанный конспект предполагает совмещение разных способов представления информации, таких как пункты плана и тезисы.

    Качественный конспект позволяет автору восстановить информацию без обращения к оригиналу текста.

    Процесс составления конспекта включает в себя:

    1. Составление подробного плана;
    2. Составление тезисов;
    3. Составление подробного конспекта.

    Конспекты бывают краткими, подробными и смешанными в зависимости от их объема.

    Краткий конспект содержит общие положения. В подробный конспект включаются доказательства, обоснования теоретических положений, пояснения и иллюстративный материал. Смешанный конспект предполагает использование различных способов представления информации, таких как пункты плана и тезисы.

    Качественный конспект позволяет автору восстановить информацию без обращения к оригинальному тексту.

    Как составить конспект:

    1. Необходимо определить цель составления конспекта.
    2. Сделайте библиографическое описание документа, включая название конспектируемого произведения (или его части) и выходные данные.
    3. Осмыслите основное содержание текста, прочитав его дважды.
    4. Во время первого чтения изучаемого материала разделите его на смысловые части, выделяйте основные мысли и выводы.
    5. Для составления конспекта составьте план текста – основу конспекта, определите пункты плана и то, что необходимо включить в каждый из них для полного раскрытия.
    6. Последовательно и кратко изложите наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) своими словами или цитатами, включая конкретные факты и примеры.
    7. Для того чтобы форма конспекта максимально наглядно отражала его содержание, рекомендуется располагать абзацы по уровням, аналогично пунктам и подпунктам плана, а также использовать разнообразные способы выделения и отмечать карандашами или ручками разного цвета.
    8. Рекомендуется применять реферативный подход к изложению (например, «Согласно автору…», «Раскрывая этот вопрос…»).
    9. Личные комментарии, вопросы и размышления лучше размещать в полях.

    Тезисы

    Тезисы являются утверждениями, которые могут быть доказаны или опровергнуты.

    Они описываются более подробно, чем план. В плане перечислены только заголовки, в то время как тезисы содержат краткое изложение их сути. Если план — это маршрут автора, то тезисы помогают понять содержание.

    Тезисы можно разделить на 3 типа:

    1. Основные тезисы.
    2. Простые тезисы.
    3. Сложные тезисы.

    Основные положения, главные выводы, как правило, создаются для законченных разделов или всего произведения в целом. Они формулируются после полного понимания сути всей книги.

    Простые тезисы могут соответствовать подпунктам плана и раскрывать их суть. В отличие от основных, которые раскрывают суть главных пунктов плана.

    Сложные тезисы следуют за основными, раскрывая и поясняя их суть.

    Некоторые тезисы могут быть записаны в виде цитаты, однако основные тезисы обычно формулируются самостоятельно.

    Грамотно составленные тезисы логически следуют друг из друга. Полезно использовать ссылку на страницу источника для связи тезисов с текстом.

    Правила для составления тезисов:

    Мнение эксперта
    Иванов Николай Анатольевич

    1. Ознакомьтесь с содержимым текста.
    2.

    Составьте план.
    3. Установите основное содержание каждой части текста.

    4. Перепишите его своими словами. Если нужно, подтвердите записанное цитатой.

    5. Если трудно назвать мелкие смысловые части, запишите их в виде тезисов.
    б.

    Следуйте авторской логике. Выразите свою точку зрения относительно записанного. Начните с фразы: «Я считаю.

    », «По моему мнению. ».

    Тезисы. Выписки

    Какова суть тезисов и как они используются? Зачем нам нужны тезисы и когда мы их применяем? А в каких случаях нам могут понадобиться выписки и с какой целью? На уроке мы предоставим ответы на все эти вопросы.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector