Процесс прогонки двигателя

Полвека назад в механообрабатывающих производствах в основном использовался ручной труд. Детали точили токари разной квалификации, а автоматизация сборки на конвейере была лишь сказкой. Поэтому качество было низким и зависело от работающих бригад, а обкатка новых машин была необходимой для предотвращения возможных поломок.

Например, если вы дали газ на новой «Волге», то на стенках цилиндров остались бы задиры.

Обкатка нужна, но она очень упростилась

В сфере машиностроения в настоящее время используются станки, оснащенные числовым управлением и программным обеспечением с допусками в размере 2 микрон. На самых ответственных этапах конвейерной сборки, где проводятся сварка и покраска кузовов, установлены таблички с надписью «доступ запрещен для персонала». Только роботизированные комплексы занимаются этой работой.

В результате качество производимой продукции значительно улучшилось. Особенно существенно изменились технологии производства двигателей. Применение методов хонингования (шлифовки) цилиндров существенно сократило количество бракованной продукции на заводе.

В связи с этим процедура обкатки новых автомобилей, хотя и не была полностью отменена производителями, значительно упростилась.

Больше не нужно ждать, пока микроскопические дефекты будут устранены путем шлифовки деталей. Процесс прогрева двигателя заключается в следующем: во время первого периода масло удаляет остатки пыли, которая попала внутрь двигателя на конвейере, а также поднимает из картера микрочастицы металлов, оставшиеся после производства. Затем масло проходит через фильтр и очищается.

Именно поэтому многие производители вводят дополнительное техническое обслуживание, в рамках которого рекомендуется полностью заменить масло в двигателе после прогрева, а также заменить фильтр.

Щадящий режим езды — и есть обкатка

Перед первой поездкой на новом автомобиле нужно заглянуть в моторный отсек и проверить уровни рабочих жидкостей (масло, антифриз и тормозная жидкость). Если уровни низкие, то придется пополнить бачки. Затем можно начинать обкатку.

Теперь она составляет 1000-1500 километров. Инструкция предписывает ездить в мягком режиме, не разгоняя двигатель свыше 3000 оборотов. При этом максимальная скорость не должна превышать 90 км/ч.

Вопрос-ответ

Запрещается агрессивный стиль вождения с частыми и резкими перемещениями, экстренными торможениями и разгонами на пределе возможностей двигателя. В течение первых тысячи километров могут обнаружиться заводские дефекты и даже открытые браки, требующие немедленного ремонта.

Сроки обкатки новых автомобилей сейчас значительно уменьшились по сравнению с временем, когда нашим дедушкам выпадала такая задача. В настоящее время основная процедура прогонки мотора и трансмиссии происходит на производственных заводах. На финальном этапе сборки они проходят специальную «холодную обкатку».

Двигатель подключается к электростенду, который в течение нескольких минут вращает валы с разной скоростью, имитируя различные нагрузки. Внешняя система смазки эффективно отводит тепло и предотвращает трение механизмов. Эта процедура обеспечивает необходимую «притирку».

После продажи и выезда автомобиля из салона водителю остается лишь завершить начатый на заводе процесс.

Когда совершаются первые поездки, происходит проверка не только двигателя, но и других технических узлов машины, включая турбонагнетатель, автоматическую коробку передач, редуктор и трансмиссию, колесные подшипники, амортизаторы и другие элементы подвески, включая тормозную систему. Также проводится прогонка тормозных колодок и тормозных дисков.

Поэтому необходимо протестировать не только новые машины, но и те, которые прошли серьезный ремонт двигателя или коробки передач. После полного ремонта, включая замену поршней и колец, необходимо проехать несколько тысяч километров, прежде чем приводить технику к полной мощности. Тормозная система также требует прогрева после прокачки и замены колодок с дисками.

В первую очередь, необходимо прокачать жидкость и удалить пузырьки и воздушные пробки. Затем можно дать новым колодкам прогреться. Этот процесс занимает около 150-300 километров, после чего автомобиль полностью восстанавливает свою способность замедляться с максимальной эффективностью.

Renault Logan.

Не повредит предоставить немного дополнительного времени для работы и развития механизма ГРМ после плановой замены ремня и роликов. Эта процедура проводится на многих автомобилях при достижении 60 тысяч пробега. В течение первых 100-150 километров они прогреваются и, впоследствии, переходят в нормальный режим работы.

Советуем прочитать:  Инвалидность при сахарном диабете 2 типа

Обкатка нового автомобиля

Радостное событие — приобретение совершенно нового автомобиля. Но такие машины требуют особого отношения. Они нуждаются в процедуре обкатки, которая гарантирует их долговечную и беззаботную эксплуатацию.

Возможности современного автопроизводства значительно продвинулись вперед, и на протяжении десятилетий в автомобилестроении применяются микронные технологии сборки, что позволяет минимизировать погрешности в размерах. В результате, узлы и агрегаты работают стабильно уже с момента запуска. Однако за этой видимой стабильностью нет полной безупречности, и притирка деталей остается неизбежной, несмотря на все технические улучшения, предпринятые инженерами.

Процесс притирки деталей двигателя и трансмиссии является абсолютно нормальным. Однако, если этот процесс проходит с повышенной нагрузкой, ресурс узла сокращается, и это происходит существенно быстрее. Отказы и поломки начинают появляться не сразу, а после истечения гарантийного срока, примерно через 30-50 тысяч километров.

Но даже в течение этого времени агрегаты будут работать на износ, потреблять больше топлива и расходовать больше смазочных материалов. В результате, эксплуатационные расходы возрастают, а количество посещений сервисного центра увеличивается.

Следует отнестись с недоверием к утверждениям о том, что пробег не является необходимым. Это всего лишь неправильное понимание возможностей современной автомобильной промышленности. Более разумным будет беречь как новый автомобиль, так и свой кошелек от ненужных финансовых расходов и должным образом прогонять компоненты автомобиля.

Как обкатывать новую машину

О том, как правильно прокатывается определенный автомобиль, можно рассказывать долго, ведь есть множество нюансов. Рекомендации отличаются не только в зависимости от марки или модели, но и в пределах одной модели, с разными комплектациями. Например, турбированные двигатели требуют более аккуратного обращения по сравнению с атмосферными.

Тем не менее, существуют общие рекомендации:

  • для двигателя будет полезной езда в первые 1 000 километров на оборотах ниже 3 000 (для дизельных двигателей 2 500), при этом ускорение должно быть плавным. Во время вторых тысячи километров можно немного расслабиться. После 2-3 тысяч километров обычно ограничения снимаются и двигатель можно уже безопасно «разогревать»;
  • Рекомендуется избегать резких ускорений, пробуксовки, езды в натяг, буксировки и чрезмерно долгих подъемов. Такие нагрузки двигателя в начальные километры пробега не полезны;
  • Стоит позволить мотору работать на разных оборотах от 1 до 2,5-3 тысяч. Скорость движения не имеет особого значения. Однако на трассе удобно работать со всем доступным диапазоном оборотов;

Необходимо прокатить и другие системы автомобиля. Включая трансмиссию (о ней будет рассказано ниже), необходима прокачка и тормозная система. На новом автомобиле механизмы еще жесткие, но педаль тормоза следует нажимать медленно и плавно, заранее предвидя необходимость замедления или остановки.

У подвески автомобиля также есть свои особенности, которые следует учитывать. Рекомендуется избегать проезда по ямам и ухабам, особенно на большой скорости. Если же приходится преодолевать преграды, то лучше сделать это максимально плавно, чтобы не нагружать подвеску.

Важно помнить, что новый автомобиль лучше не перегружать, как пассажирами, так и грузом. Чрезмерная нагрузка может негативно сказаться на подвеске. Однако, если соблюдены допустимые нормы, то ничего страшного не произойдет.

Продолжительность обкатки

Продолжительность процедуры зависит не от времени использования автомобиля, а от пробега. Подробную информацию можно найти в сервисной книжке (обычно совпадает с ТО-0). Если в прилагаемых документах нет информации, следует руководствоваться общими рекомендациями:

  • в первую тысячу километров — вращайте двигатель при оборотах 1-2,5 тыс. без резких ускорений;
  • с 1,5-2 тысяч километров — можно увеличить обороты двигателя до 3 тыс.;
  • с 2,5 тысячами километров пробега — можно использовать автомобиль в обычном режиме.
Мнение эксперта
Иванов Николай Анатольевич

Альтернативой этому является консультация с мастерами-механиками, которые обслуживают определенную марку и модель автомобиля. Они дадут рекомендации о том, как правильно обкатать детали автомобиля для максимальной безопасности.

Советуем прочитать:  Увольнение в запас военнослужащих

Обкатка разных типов трансмиссии

Подход к процедуре зависит также от типа коробки передач. Каждый автомобиль, будь то новый или старый, обязательно оснащен трансмиссией. Она может быть либо механической, либо автоматической.

При использовании МКПП на новом автомобиле следует соблюдать следующие рекомендации: ограничить скорость до 90 км/ч, избегать пробуксовок, полностью выжимать сцепление и правильно выбирать передачу. Поездки по бездорожью могут негативно сказаться на автомобиле.

Автомобили, оснащенные АКПП, требуют более аккуратного обращения, так как выбор передачи осуществляется автоматически (независимо от типа АКПП). При пробеге такого автомобиля лучше избегать пробок, выбирать разгруженные улицы и загородные трассы. Скоростной режим следует соблюдать строго, не превышая установленные ограничения.

Почему и как нужно обкатывать двигатель

Каждый собранный двигатель внутреннего сгорания, будь то заводское изготовление, автосервис или собственный гараж, требует определенного времени для щадящей эксплуатации. Производитель рекомендует не перегружать двигатель в течение первых 500-1000 километров, полагая, что такой пробег достаточен для обкатки. Полная приработка двигателя происходит после пробега примерно 3-5 тысяч километров.

Двигатель автомобиля

Обязательно проводить обкатку после практически каждого вскрытия двигателя и замены его комплектующих. Например, при замене только поршневых колец без замены поршней, что необходимо для восстановления компрессии в цилиндрах двигателя. В этом случае требуется притереть новые кольца и стенки цилиндров.

Также при среднем ремонте двигателя может потребоваться замена вкладышей и опорных полуколец коленчатого вала, втулок промежуточного вала и других деталей.

Требования к обкатке также относятся и к ремонту головки блока. Например, при замене распределительных валов, направляющих втулок, седел клапанов, клапанов, толкателей, пружин, рокеров и других компонентов.

На фото: двигатель на ремонте

Что подразумевается под термином – обкатка?

Обкатка мотора — это важный этап введения двигателя в работу, который определяет его надежность и долговечность.

Под обкаткой понимается необходимость предоставить возможность всем движущимся парным узлам силового агрегата в начальный период работы действовать при минимальной нагрузке в условиях, в которых они будут функционировать весь остаток эксплуатационного срока.

При первом запуске двигателя, под воздействием трения, парные узлы начинают притираться друг к другу, приобретая свою окончательную форму, изменения которой будут происходить незначительно только с течением естественного износа.

Очень значимы первые часы функционирования собранного агрегата. В этот период совершается процесс прилегания поршневых колец как к канавкам поршня, так и к поверхности цилиндров. Это особенно важно при смазке колец и стенок цилиндров.

Мнение эксперта
Иванов Николай Анатольевич

Важно отметить, что на поверхности цилиндра нанесена специальная решетка, называемая хоном, которая предназначена для задержания моторного масла на стенке цилиндра наибольшее время.

Поршни в цилиндре

Вследствие соприкосновения с сеткой, поршни приобретают микроразрывы от хона, что отображается на их кольцах.

Когда вкладыши еще не притерлись, шатунные и коренные шейки коленчатого вала считаются «чужими» для них.

То же самое касается и головки блока, где происходят контакты между распределительными валами и их вкладышами, клапанами и направляющими втулками, компенсаторами и рокерами, пружинами и тарелками сухарей.

Общие правила при обкатке

Для сохранения состояния двигателя после первого запуска рекомендуется избегать резкого увеличения оборотов и по возможности не подвергать мотор серьезным нагрузкам, чтобы избежать пробуксовки.

Перед началом поездки следует прогреть двигатель, при движении в гору рекомендуется использовать пониженную передачу и не превышать скорость 90-100 км/ч, придерживаясь спокойного стиля вождения.

Во время обкатки двигателя не рекомендуется превышать обороты выше 3000 об/мин, а для дизельных двигателей — не более 2500 об/мин (в диапазоне от 1200 до 2500 об/мин, в зависимости от типа двигателя).

Советуем прочитать:  Официальный сайт Федеральной службы безопасности РФ

Желательно избегать дорожных пробок в часы пик, проводя обкатку в утреннее или вечернее время, либо выбирая трассу за городом.

Рекомендация заключается в том, чтобы первые 500 километров пробега проехать равномерно, чтобы не нагружать силовой агрегат и трансмиссию. На первых 50 километрах следует ехать со скоростью от 40 до 50 км/час на третьей передаче. Затем можно увеличить скорость до 70 км/час и перейти на четвертую передачу, продолжая так двигаться следующие 100-150 километров.

Через каждые новые 100 километров можно увеличивать скорость на 10 км/час, оставаясь на четвертой передаче.

Во время обкатки вторых 500 километров желательно использовать повышенную пятую или шестую передачу на трассе, поднимая обороты двигателя до 3000 оборотов в минуту и переключаясь на пониженную передачу на длительных подъемах.

Также следует избегать длительного простоя двигателя на холостом ходу, поскольку в этом режиме не обеспечивается стабильное давление в масляной системе, и части, требующие смазки, могут повредиться, пока они не притерлись друг к другу.

Как правило, в новых автомобилях двигатели уже проходят стендовую испытательную работу на заводе и не требуют никаких ограничений. Однако, как уже упоминалось выше, полный цикл обкатки завершается после пробега 3-5 тысяч километров.

Заводской двигатель также имеет микрочастицы металла, которые образуются в результате взаимного трения деталей, когда они только начинают приструниваться друг к другу.

Поэтому рекомендуется соблюдать осторожный режим движения в первые 500-1000 километров пробега на новом автомобиле.

Также рекомендуется заменить масло и фильтр после периода обкатки в 500 и 3000 километров пробега, чтобы удалить микростружку после приструивания всех трещущихся пар.

Замена моторного масла

Если не выполнить замену моторного масла в установленные сроки, то частицы металла попадут в рабочую зону вкладышей, под кольца поршней, в элементы маслонасоса и другие тренировочные пары, что значительно сократит их срок службы.

Двигатель после «капиталки»

Необходимо быть особенно внимательным при запуске двигателя после того, как он был подвергнут капитальному ремонту в условиях, отличающихся от заводских. Даже крупные автосервисы не обладают всеми необходимыми возможностями и условиями для полного восстановления двигателей, как это делается на заводе.

После того, как блок цилиндров пройдет расточку и хонинговку, в его каналах остается часть эмульсии, которая использовалась для охлаждения резца станка и удаления микростружки, возникшей в результате обработки блока. Все это будет выходить наружу после запуска двигателя.

На фото: хонинговка цилиндров

Для удаления следов микростружки с зеркала цилиндров и в открытых каналах после их расточки рекомендуется провести процедуру их промывки в специальном растворе, который нагревается до высокой температуры. Тем не менее, в большинстве автосервисов данную операцию часто не выполняют.

При использовании таких моторов возможно сливать масло и менять масляный фильтр уже через несколько сотен километров пробега с целью устранения следов износа и притирки от трения.

Если есть возможность использовать поточную воду, то после полного ремонта двигателя его можно протестировать на холодном состоянии. Для этого необходимо открутить сливной винт охлаждающей жидкости на блоке цилиндров и вставить шланг с водой либо в радиатор, либо в расширительный бачок. После этого можно запустить двигатель.

Мнение эксперта
Иванов Николай Анатольевич

Вода будет непрерывно циркулировать по системе охлаждения блока с постоянной температурой, что позволит избежать перегрева блока и деталей поршневой.

С учетом расхода воды можно протестировать двигатель на холодное состояние в течение 1.5-2 часов.

Холодная обкатка двигателя

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector