Профориентация
Маленькие мечтатели сегодня – большие профессионалы в будущем!
Труд строителя всем нужен
Нужен всем и вкусный ужин,
Доктор, чтобы всех лечил,
И учитель, чтоб учил.
Летчик нужен, чтоб летать…
Ну а ты, кем хочешь стать?
Нормативно-правовая база
- Приказ Департамента образования Администрации города Ханты-Мансийска от 07.09.2021 № 536 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») системы работы по самоопределению и ранней профессиональной ориентации обучающихся города Ханты-Мансийска на 2021
- Приказ №633 от 07.09.2022 Об утверждении Комплекса мер («дорожная карта») по самоопределению и ранней профессиональной ориентации обучающихся города Ханты-Мансийска на 2022-2025 годы
Завершением тематической недели «Неизведанный мир профессий» методического объединения социально-коммуникативного развития воспитанники вместе с родителями отправились в удивительное путешествие по планетам профессий
Тысячи профессий есть на свете:
Инженер, учитель и фотограф,
Блогер, переводчик в интернете,
Воспитатель, лётчик, хореограф…
Астрономы смотрят всё на звёзды
И исследуют небесные тела,
Журналист, писатель пишут прозу,
Адвокат ведёт в суде дела.
Повар варит, жарит и готовит,
Учит педагог детей и взрослых,
Может вам стилист подкрасить брови,
Финансист ответит на вопросы.
Продавца работа в магазине,
А водитель — он всегда в пути.
Труд врача, конечно, в медицине,
Должен музыкант мотив найти.
Трудится учёный для науки
И проводит там эксперименты,
Швеи шьют рубашки, платья, брюки,
Всеми управляют президенты…
Я науки изучаю рьяно
И вникаю в это понемногу.
А пока надеюсь — папа с мамой
Выбрать мне профессию помогут.
https://vk.com/video-211641175_456239242
В течении тематической недели «Неизведанный мир профессий» воспитанники встретились с людьми интересных профессий
«Встречи с интересными людьми» — это возможность родителям стать активными участниками образовательного пространства. Эти встречи решают задачи ранней профориентации дошкольников. Родители (Законные представители) с радостью откликнулись и предложили свое участие. Таким образом, воспитанники групп познакомились с такими профессиями как:
Визажист — Фирсова Екатерина Александровна;
Пожарный — Шпорт Максим Евгеньевич;
Библиотекарь — Танкова Екатерина Викторовна;
Медецинская сестра — Мадеева Римма Ризвановна;
Военнослужащий — Фирсов Алексей Анатольевич;
Студентка 1 курса БУ Колледж-интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера» музыкального отделения —
Веселкина Елизавета Викторовна.
Родители и воспитанники нашего детского сада совместно с педагогами поучаствовали в проекте «Древо семейной профессии» в рамках методического объединения социально-коммуникативного развития.
Династия профессий — это семейная традиция, которая во многом влияет на выбор будущей профессии каждого ребёнка. Династия передаётся из поколения в поколение, углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир.
В нашем детском саду прошло первое заседание клуба «Молодой педагог + наставник» с целью обеспечения профессионального и творческого роста молодых педагогов в условиях реализации ФГОС ДО на тему: «Я молодой педагог»
Деятельность клуба обеспечивает наиболее лёгкую адаптацию молодых педагогов в коллективе, формирует профессионально значимые качества молодых педагогов, необходимые для эффективного конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса.
На повестке заседания рассматривались следующие вопросы:
«Презентация педагогического опыта педагога-наставника»;
«Роль подвижной игры в жизни дошкольника»;
«Совместная деятельность с детьми через развитие мелкой моторики».
https://vk.com/video-211641175_456239249
В нашем детском саду в рамках методического объединения социально-коммуникативного развития прошла тематическая неделя на тему: «Неизведанный мир профессий»
ГОВОРЯТ ДЕТИ
На базе детского сада №7 «Ёлочка» прошли городские соревнования по плаванию среди воспитанников детских садов города, где наше телевидение «Говорят дети», были приглашены в качестве корреспондентов.
В целях сохранения жизни и здоровья юных участников дорожного движения, активизации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В нашем детском саду прошла
АКЦИЯ «Взрослому на заметку — пристегнуть ребенка крепко!»
совместно с инспектором ГИБДД Балабановой Еленой Александровной.
10 ДЕКАБРЯ – ДЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫВоспитанники нашего детского сада приняли участие в съемках телевизионного проекта «Твоё ТВ»
Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений.
Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.
В дошкольных учреждениях, должны обратить особое внимание на раннюю профориентацию дошкольников.
Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получат пятерки» и практически невозможно услышать ответ для себя. А ведь дети с младшего дошкольного возраста должны понимать, что учатся для себя и своего будущего.
И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь.
Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
— понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
— уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
— познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
— были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
— учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности — детская профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора дошкольников о мире профессий.
Целью ранней (детской) профориентации в ДОУ является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.
В практике с дошкольниками по ранней профориентации педагоги используют разнообразные методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них:
● Наглядные (живые образы), к которым относятся:
− экскурсии
− наблюдения
− дидактические пособия
− рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.
− просмотр видеозаписей
● Словесные, которые включают:
− художественное слово
− рассказ воспитателя
− беседы
− малые фольклорные формы
− проблемные ситуации
− высказывания и сообщения
● Практические – это:
− трудовые поручения
− обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
− игровые обучающие ситуации
− сюжетно-ролевые игры
● Игровые, к которым относятся:
− дидактические игры
− игровые упражнения
− игры с правилами
− словесные игры
− игры-воображения
− игры-шутки
− сюжетно-ролевые игры
− сюрпризные моменты
Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской деятельности. Это:
− показ
− объяснение
− обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
− обсуждение труда и его результатов
− оценка
В старшем дошкольном возрасте особое значение для пол й, формирует у них отношение к профессии.
Для того чтобы сформировать устойчивое представление у детей о ценности труда и профессиональной деятельности человека, педагог должен ставить для себя следующие задачи:
1. Развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры);
2. Знакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда);
3. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной
деятельности свои впечатления;
4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
5. Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд -это основа жизни;
6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
В своей работе по профориентации детей педагоги нашего учреждения используют разнообразные формы и методы:
Экскурсии: Экскурсия – это важное средство развития представлений о труде взрослых, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия (хлебо-булочный магазин- продавец,библиотека).
Виртуальные экскурсии: позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения. С помощью виртуальных экскурсии мы отправляемся с детьми туда, где не можем побывать (арктика и антарктика (ледниковый патруль), космодром).
Сюжетно-ролевые игры: Именно через организацию сюжетно-ролевых игр формируются первичные представления о мире профессий и проявляется интерес к профессионально-трудовой деятельности. Сюжетно-ролевые игры позволяют удовлетворить основные потребности ребенка: познание окружающего мира, активные движения, общение, стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок обогащается, преобразуется его субъективный опыт как важный источник собственного развития.
Доктор, библиотекарь, пожарник, регулировщик, почтальон, швея, моряк, парикмахер.
Беседы: в ходе которых дети знакомятся с названиями и сущностью различных профессий.
Дидактические игры, наглядные пособия.
Театрализация: в ходе театрализованной деятельности у детей развивается общечеловеческая универсальность способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для детей театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
Продуктивная деятельность (рисование)
ИКТ технологии: дают более подробно углубиться в мир профессий и детально разобрать значимость того или иного вида деятельности.
Спортивные мероприятия: «К доктору Айболиту», «Осторожно! Пожар!» с помощью этих мероприятий закрепили знаний детей о профессиях, и их значении в жизни людей.
Работа с родителями: Совершенно очевидно, что работа педагогов детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей пропаганды среди родителей. Моя задача донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с их трудом – это фактор огромного воспитывающего значения; что ребенок, зная, чем заняты отец и мать на производстве, проникается к ним особым уважением; что вместе с этим возвышается и их авторитет в глазах растущего человека. Воспитательный эффект труда повышается, если ребенок проявляет интерес к нему.
Профориентационная работа строится на проведении занятий с использованием картинок, изображающих людей разных профессий, их рабочих мест, орудий труда. Для закрепления знаний по этой теме я читаю детям художественную литературу, учу с ними стихи, загадки, пословицы и поговорки о труде. Для систематизации детских представлений и формировании ценностного отношения к результатам труда человека использую образовательно – игровые ситуации, например: «Научим мыть чашку», «Веселые поворята» и т.д.
Дошкольный возраст – эмоционально-образный этап, когда знания о конкретных формах труда, профессиях накапливаются через визуальное восприятие, интерпретацию образов, Также воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада: воспитателей, медсестры, заведующей, повара, дворника, охранника.
Педагоги считают, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.
Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.
Нам бы хотелось, чтобы именно наши дети не ошибутся в выборе профессии!!!