Семинар- практикум для воспитателей ДОУ по теме: «Педагогическая поддержка самостоятельности ребенка в детском саду»
Дата проведения: 08.02.2017 г.
Педагог-психолог: Бибикова Н.А.
Цель семинара: развитие психолого-педагогической компетентности воспитателей ДОУ в области педагогической поддержки самостоятельности детей.
Задачи:
- Формирование у педагогов потребности в поддержке детской инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности, а также в решении элементарных социальных и бытовых задач.
- Знакомство воспитателей с этапами формирования у дошкольников умения выбирать на примере решения социальных и бытовых задач.
- Изучение различных путей поддержки самостоятельности дошкольников.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в числе психолого- педагогических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования называет поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности и возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Очевидно, что самостоятельность не формируется посредством бесед или упражнений, наибольший ресурс для ее развития заключен в повседневных ситуациях жизнедеятельности ребенка в детском саду. Именно поддержке развития самостоятельности и инициативы в режимных моментах был посвящен прошедший семинар.
- В ходе практического занятия воспитателям было предложено проанализировать ситуации из жизни детей-дошкольников и ответить на вопрос: «Является ли такое поведение признаком самостоятельности? Если да (или нет), то почему?». По ходу дискуссии на ватмане фиксировались основные идеи, высказанные педагогами по поводу самостоятельности.
- В ходе основной части воспитатели познакомились с этапами формирования у дошкольников умения выбирать.
Первый этап. Создание условий для получения ребенком опыта различных отношений, ролей, видов деятельности, впечатлений, переживаний.
Второй этап. Взрослый обозначает ребенку возможные варианты для выбора.
Третий этап. Проговаривание ребенком своего выбора взрослому.
Четвертый этап. Ребенок решает самостоятельно.
Итоги семинара.
— При том, что очевидно преимущество оттачивания навыков и умений в режимных моментах за счет ежедневного повторения, важно отметить, что наиболее разнообразные и богатые педагогические ситуации выбора деятельности, роли и партнеров возникают именно во время самостоятельной деятельности детей, то есть в свободной игре.
Важно понимать, что развитие детской самостоятельности предполагает наличие ситуации риска. И при этом не только воспитателю необходимо брать на себя ответственность за возросшую степень риска, но и от родителей требуются понимание и поддержка действий воспитателя, признание необходимости некоторой степени риска и наличия возможных последствий.
И так же важно понимать, что, лишая ребенка ситуаций риска, предоставляющих ему возможность нести ответственность за свой выбор, за принятые им самим решения в детском саду, мы лишь откладываем решение проблемы во времени и переносим его за пределы детского сада, тем самым увеличивая степень риска для ребенка.