Что такое публично-правовое образование и какие виды оно имеет

Представление и классификация публично-правовых организаций. Термин «публично-правовые организации» был впервые введен в Гражданский кодекс Российской Федерации только в 2014 году после изменения статьи 66 Гражданского кодекса. Однако в законодательстве отсутствует определение данного термина, поэтому его понимание развивается только на уровне доктрины.

Публично-правовые организации – это особые субъекты гражданского права, которым присущ особый целевой статус, обусловленный наличием у них публичных, а не частных интересов в гражданских правоотношениях.

Согласно закону, к публично-правовым организациям относятся:

  1. Российская Федерация;
  2. Термины, обозначающие регионы Российской Федерации: республики, города федерального значения, края, области, автономные округа и области;
  3. Муниципальные образования.

Следует отметить, что до введения термина «публично-правовые образования» в Гражданский кодекс РФ данные субъекты полностью участвовали в гражданском правоотношении, что подтверждается положением, установленным в 2 пункте 1 статьи 2 ГК РФ.

Почему был введен этот термин в гражданское право?

Дело в том, что в соответствии со статьей 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не являются частью государственной власти. Поэтому государственными органами в полном смысле слова являются только Российская Федерация и ее субъекты.

Однако, учитывая единство правовой природы данных организаций, которые осуществляют публично-властные функции, в судебной практике и доктрине они уже давно объединены под общим термином «публично-правовые образования».

Поэтому, в силу единой правовой природы данных организаций, постоянному использованию данного термина в юридической практике и научной литературе, а также в целях более экономичного изложения, ГК РФ был дополнен официальным определением «публично-правовые образования».

Правоспособность публично-правовых образований. В законе не содержатся нормы, позволяющие однозначно определить гражданскую правоспособность публично-правовых образований. В научной литературе этот вопрос вызывает дискуссии; высказываются мнения об общей, специальной, целевой правоспособности данных организаций.

Мы считаем, что эти субъекты имеют уникальную, целевую правоспособность, потому что они при вступлении в гражданско-правовые отношения преследуют публичные, общественные интересы, обусловленные ими возложенными задачами. Этот вывод подтверждается исследованиями Конституционного Суда РФ (см., например, Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.1997 №139-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета Федерации о проверке конституционности Федерального закона “О переводном и простом векселе”», Постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2017 № 16-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Н. Дубовца»).

Специальная глава 5 ГК РФ содержит нормы, которые регулируют участие публично-правовых образований в гражданских правоотношениях. В соответствии с пунктом 1 статьи 124 ГК РФ, эти субъекты участвуют в таких отношениях на равных основаниях с гражданами и юридическими лицами, но только если специальным законом не предусмотрено иное (см., например, Федеральные законы «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, «О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г.

№ 223-ФЗ и другие) или если это не вытекает из их статуса.

Особенностью государства в качестве участника гражданско-правовых отношений является его способность самостоятельно устанавливать границы своей правоспособности относительно самого себя. При анализе действующего законодательства можно сделать вывод, что в настоящее время государство ограничивает свою правоспособность в гражданско-правовой сфере (которая, однако, может быть расширена).

Как это проявляется? Например, в отличие от граждан и юридических лиц, которые имеют свободу выбора своих контрагентов, государство не может заключить договор с любым «понравившимся» ему лицом, так как государственные контракты заключаются в соответствии с установленной законом процедурой, такой как аукцион или конкурс.

  • Государство несет ответственность за вред, причиненный публично-правовыми образованиями, и их государственными органами, органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
  • Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования являются ответчиками по искам о возмещении причиненного вреда.
  • Возмещение присужденных денежных средств осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или из казны в случае их недостатка.
  • Таким образом, обладает и деликтоспособность публично-правовых образований, их органов и учреждений. Государство несет ответственность за вред, причиненный этими образованиями и их органами. В случае исков о возмещении ущерба, ответчиками выступают Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования через их финансовые органы.

    Возмещение присужденных денежных средств осуществляется за счет соответствующих бюджетов или, при необходимости, из казны.

  • Учитывая, что исполнение судебных решений обеспечивается государственной принудительной силой, можно заключить, что если Российская Федерация является ответчиком в гражданском споре, она выступает против самой себя.
  • Публично-правовые образования ограничены в своей возможности возмещать ущерб, так как ответственность Российской Федерации ограничена ее казной.
  • На практике исполнение судебных решений, когда Российская Федерация выступает ответчиком, оказывается сложным.
  • Советуем прочитать:  Возможность получить займ от физических лиц с оформлением расписки

    Также важно различать публично-правовые образования и юридические лица публичного права, так как они представляют различных участников гражданских правоотношений.

    РФ, субъекты РФ, муниципальные образования — субъекты гражданского права в Москве

    Понятие и правовой статус публично-правовых образований, регулируемых гражданским законодательством.

    Власти, участвуя в публичных отношениях, вынуждены отойти на второй план, забыв о своей обычной сфере деятельности. Тем не менее, для выполнения своих функций им нужно иметь соответствующие материальные ресурсы и собственность.

    Именно поэтому они выступают в качестве участников гражданских правоотношений.

    Мнение эксперта
    Иванов Николай Анатольевич

    Оказывается, даже лица, занимающие определенные должности, неожиданно узнают, что этот статус не дает им право использовать силу в отношении своих контрагентов.

    Статья 124 ГК содержит указания о наличии юридического статуса у образовательных учреждений в общественной сфере.

    Понятие и правовой статус публично-правовых образований, регулируемых гражданским законодательством

    Понятие публичного образования отсутствует в законодательстве. Его можно определить с помощью науки конституционного права и решений высших судебных инстанций.

    Последние идентифицируют этот термин как любые государственные органы, осуществляющие публичные функции.

    Однако наука конституционного права классифицирует их на три вида:

    • общегосударственный субъект – Российская федерация;
    • региональные – субъекты РФ;
    • муниципальные образования.

    Виды и перечень субъектов РФ прописаны в Конституции (ст. 65) и включают 85 регионов.

    Относительно муниципалитетов, их положение регулируется основными нормами Конституции РФ и законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Эти нормы устанавливают различные типы муниципальных образований, таких как городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, городской округ, а также внутригородская территория федерального города.

    Гражданская правоспособность таких организаций возникает с момента их создания. Что касается Российской Федерации, в современном формате она была учреждена в 1993 году после принятия Основного закона. Субъекты Федерации формируются на основе конституционного законодательства, а также уставов или конституций регионов.

    Основу деятельности муниципалитетов составляют уставы.

    Особенности участия в гражданских правоотношениях

    • Эти организации обладают специфической правоспособностью, что ограничивает их возможность заниматься предпринимательской деятельностью.
    • Им предоставлены полномочия по установлению общих правил гражданского оборота.
    • Они осуществляют правоспособность не через единую организацию, а распределенным образом. При этом им принадлежит право самостоятельно определить границы своей деятельности.
    • Участие в гражданских правоотношениях они осуществляют опосредованным способом. Определенные органы или лица, наделенные полномочиями, занимаются этим.

    Несмотря на то, что их статус предполагает широкие властные полномочия, связанные с возможностью изменения действующих правил, данные структуры отказываются нарушать принципы равенства участников гражданского оборота. Это связано с необходимостью создания благоприятного режима на всех рынках и стимулирования частной инициативы.

    Способы реализации правоспособности

    Статья 125 Гражданского кодекса предусматривает 2 способа осуществления правоспособности. Первый предполагает действия отдельных Федеральных, региональных или местных органов в соответствии с их компетенцией. Такая компетенция закреплена как в законодательных актах, так и в положениях о них.

    Такие органы обладают правами юридического лица.

    Другим способом является действия таких органов, а также граждан или организаций на основании законов, указов Президента, постановлений Правительства, местных и региональных актов, осуществляемых по специальному поручению.

    Примером такого может быть голосование в совете директоров акционерного общества, участником которого является публичное образование.

    Объем специальной правоспособности таких лиц определяется тем, какие виды отношений они затрагивают.

    Права на вещи

    В этой сфере государство и муниципалитеты могут иметь права собственности на любое имущество, необходимое для выполнения их функций.

    Законодательство содержит ряд особых условий:

    • В качестве оснований для возникновения прав на вещи выступают исключительные процедуры. Они включают в себя взимание налогов, проведение конфискации, реквизиции и национализации, а также принудительный выкуп земли и бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей. При их осуществлении указанные объекты переходят в собственность государства.
    • В качестве исключительного основания прекращения прав на вещи выступает приватизация имущества. В результате этого объекты переходят в частную собственность.
    • Особое имущество, находящееся в государственной собственности, представляет собой вещи, которые были изъяты из оборота. Это, прежде всего, касается боевого оружия, которое нельзя легально приобрести частными лицами.
    • Создание организаций, имеющих право собственности на свое имущество, является характерным примером. В качестве таких организаций выступают муниципальные и государственные унитарные предприятия, а также государственные учреждения.
    • Государство может стать собственником имущества в особых случаях, связанных с наследованием. Если у умершего гражданина отсутствуют наследники или они не подали требования на наследство в течение полугода после смерти наследодателя, то собственность переходит в государственную собственность. Также любой гражданин может в своем завещании передать свое имущество в пользу государства или муниципалитета.
    Советуем прочитать:  Купить спиртные напитки в Москве - самый широкий ассортимент и доступные цены

    Права обязательственного права

    Помимо имущественных прав, указанные субъекты могут выступать в качестве стороны долга.

    Среди самых распространенных соглашений можно отнести контракты на поставку товаров и услуг для нужд государства или муниципалитета. Долг возникает на основании заключенных соглашений. Полномочия по их утверждению передаются специальной конкурсной комиссии.

    А сам процесс выбора контрагента предполагает сравнение предложений различных компаний по нескольким критериям.

    Статья 817 Гражданского кодекса предусматривает регулирование долга, возникающего из соглашения о займе со стороны муниципалитета и государства. Она предусматривает выпуск соответствующих ценных бумаг, подтверждающих право кредитора на получение задолженности.

    Другим примером долга является бюджетный кредит, который может быть получен как публичными субъектами, так и юридическими лицами.

    Одним из важных способов обеспечения заемщика при его кредитных и иных обязательствах является заключение муниципального или государственного договора о гарантии. Отличным примером использования таких договоров являются стройки олимпийских объектов в Сочи. Строительные компании, выполняющие работы, получали гарантии от муниципалитета или государства, которые являлись обеспечением по полученным ими банковским кредитам.

    Статья 1298 Гражданского кодекса устанавливает возможность определения определенных условий в договоре о создании произведения искусства или культуры для нужд государства или муниципалитета. Исключительное право может принадлежать как только заказчику, так и одновременно с исполнителем. В случае, когда исключительное право остается у автора, заказчик получает простую лицензию на бесплатное использование произведения.

    В отношении технологий (ноу-хау) исключительные права также могут принадлежать заказчику, однако такое условие должно быть установлено в договоре. Такие условия обязательно включаются в текст, если результат относится к объектам, изъятых из оборота, если финансирование осуществляется Российской Федерацией, если результаты связаны с оборонной сферой и безопасностью.

    Корпоративные отношения

    Найбільш часто господарські та муніципальні органи проявляють свою участь у процесах приватизації та утворення та управління юридичними особами.

    Такі суб’єкти можуть брати участь як у комерційних, так і у некомерційних організаціях.

    Учаючись у капіталі комерційних організацій, РФ діє в основному через Росімущість. Але існують й інші схожі органи. Наприклад, управління акціями Сбербанку, що належать до держави, здійснює Центральний банк РФ.

    Голосування в радах директорів підприємств, частка яких належить державі або муніципалітету, здійснюють призначені до цих органів особи.

    Также в законодательстве предусмотрен особый тип организаций — государственные корпорации. Создание и деятельность каждой такой организации должны быть регулируемыми посредством отдельного федерального закона.

    Федор Николаевич Кузнецов

    Опыт работы в сфере юриспруденции свыше 15-ти лет; Специализация — решение семейных конфликтов, наследство, сделки с имуществом, споры прав потребителей, уголовные случаи, арбитраж.

    Публично-правовые образования

    Роль государства в регулировании гражданско-правовых отношений не ограничивается простым установлением правил. Оно активно взаимодействует с участниками этих отношений, учитывая особенности государственного управления. Взаимодействие государства, субъектов хозяйствования и обычных граждан в рамках гражданско-правового оборота осуществляется через публично-правовые образования.

    Публично-правовые образования: что это

    Мнение эксперта
    Иванов Николай Анатольевич

    Функцией публичной власти является организация порядка на подконтрольной территории и решение социальных проблем, которые находятся в ведении государства.

    Однако для решения вопросов, подпадающих под юрисдикцию этих органов, также требуется хозяйственная деятельность. В результате органы власти формируют нормы и правила (законодательство), которым они также подчиняются.

    Специфика выполняемых функций и участие властных органов в гражданско-правовых отношениях создают необходимость в выделении их в качестве публично-правовых образований.

    • государство представлено Российской Федерацией;
    • отдельные территориальные образования выступают в роли субъектов РФ;
    • муниципалитеты.

    Примеры публично-правовых образований включают органы исполнительной власти. Однако не все исполнительные органы принимают активное участие в гражданско-правовых отношениях.

    Например, глава муниципального образования может выступать в роли самостоятельного субъекта, а вместо Президента РФ действуют его управление делами, администрация и так далее.

    Кроме того, органы власти имеют возможность создавать отдельные организации, учреждения, которые действуют от их имени и по поручению государственного органа.

    Правосубъектность публично-правовых образований

    Гражданско-правовые отношения, включая отношения государства и его частей, регулируются законами (ГК РФ, ст. 124). Таким образом, законодательные нормы применяются к действиям этих субъектов, а также к юридическим лицам и гражданам, участвующим в таких отношениях.

    Советуем прочитать:  Возможности создания филиалов и представительств юридического лица

    Публично-правовые образования также подчиняются тем же правилам, что и другие субъекты гражданско-правовых отношений.

    Несмотря на то, что государство устанавливает правила гражданско-правовых отношений, оно не должно иметь особых привилегий по отношению к другим субъектам таких отношений.

    Однако для публично-правовых образований характерно особое законодательное регулирование из-за их специфики в гражданских правоотношениях.

    Основная задача государственных органов (муниципалитетов) заключается в управлении государством в целом или его отдельными частями. Их функция состоит в осуществлении административных функций на определенной территории. Поэтому появление гражданско-правовых отношений и вступление в них публично-правовых организаций имеют второстепенное значение и связаны с обеспечением основной функции.

    Более того, специфика государственного управления порождает особые правовые отношения, которые не характерны для других участников гражданско-правовых отношений. Это включает финансирование государства посредством налогов и государственных ценных бумаг, процедуры отчуждения государственного имущества, управление государственной собственностью и так далее. Регулирование таких специфических отношений осуществляется отдельными законодательными нормами.

    Специфичность правосубъектности публично-правовых образований, в качестве субъектов гражданского права, определяется совокупностью указанных условий.

    Государство имеет право собственности на имущество. Управление госимуществом осуществляется государственными органами. В пределах своих полномочий, они могут передавать имущество организациям, учреждениям и предприятиям для хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Также возможно отчуждение государственного имущества, которое осуществляется через процесс приватизации.

    Государство может приобретать имущество обычным порядком — путем купли-продажи, наследования, создания договоров оказания услуг или подряда и так далее.

    Важно отметить такой способ получения государственного имущества, как дарение. Публично-правовое образование не имеет возможности дарить свое имущество, но может быть одарено другой стороной.

    Переход права собственности на имущество к государству может осуществляться и по специфическому порядку.

    В связи с различными обстоятельствами государство имеет возможность:

    • конфисковывать имущество;
    • национализировать;
    • реквизировать;
    • изымать из оборота.

    Распоряжение имуществом государства или муниципальным образованием осуществляют специально уполномоченные органы. При передаче государственного имущества в хозяйственное управление различным учреждениям и организациям, за этими органами закрепляется функция контроля использования государственной собственности.

    С целью обеспечения основной деятельности, организации общественно-правового характера имеют возможность участвовать в договорных отношениях купли-продажи, оказания услуг, подряда, а также выступать в роли займодавца и эмитента ценных бумаг. Не только это, но и федеральные органы власти обладают исключительным правом на выпуск денежных средств.

    Общественно-правовые образования также могут быть заказчиками научно-технических разработок и получать эксклюзивные права на продукцию интеллектуального труда и так далее.

    Гражданско-правовая ответственность публично-правовых образований

    Как правило, публично-правовые организации могут использовать свое имущество для выполнения своих обязательств. Аналогично другим субъектам гражданско-правовых отношений, государственные органы не несут ответственности за действия учрежденных ими организаций, предприятий и других публично-правовых организаций. Единственным исключением является прямая гарантия или поручительство этих субъектов гражданского права.

    Кроме того, не все имущество может быть отчуждено у государства в процессе выполнения обязательств. Существует имущество, которое может принадлежать только государству. Примером такого имущества являются недра и природные ресурсы.

    У публично-правовых организаций есть особый вид ответственности.

    Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений

    Переформулируйте текст, сделав его уникальным и сохраняя HTML-разметку:

    Мнение эксперта
    Иванов Николай Анатольевич

    Государство, представленное своими органами и уполномоченными лицами, всегда было участником экономических отношений, так как у него была в своем распоряжении собственность (прежде всего земли) и деньги, а позднее – капитал.

    Замечание 1

    Переход от командной экономической модели к рыночной требовал нового определения статуса государства, его органов и должностных лиц в частноправовых отношениях, потому что государственная собственность в настоящее время не является единственной возможной формой собственности. В настоящее время, помимо публичного (конституционно-правового, административно-правового, финансово-правового) статуса, указанные субъекты имеют и частноправовой статус, который определяет их положение в гражданском обороте.

    + Судебное разбирательство продолжается

    Присоединяйтесь
    к сообществу юристов в Telegram

    Приходи в наш чат, где ты сможешь делиться материалами, общаться с коллегами и оказывать помощь другим. Здесь тебя ждут интересные обсуждения и возможность обмена опытом. Абзац 2 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что к участникам гражданских правоотношений относятся не только частные лица — граждане и организации, но и публичные субъекты.

    Правовой статус этой категории лиц определен в главе 5 ГК РФ.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector