Возможно ли изменить назначение земельных участков с различными видами разрешенного использования?

  • Вид разрешенного использования исходного земельного участка может отличаться от вида разрешенного использования образуемых участков;
  • Такое расхождение допускается только в случаях, предусмотренных законодательством;
  • Информацию о виде разрешенного использования исходного земельного участка необходимо указывать в Едином государственном реестре недвижимости;
  • Межевой план должен учитывать данные о разрешенном использовании исходного земельного участка;
  • Эти положения установлены Требованиями к межевому плану и Земельным кодексом РФ.
  • Согласно третьему пункту статьи 85 Земельного кодекса РФ, все собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны выполнять градостроительные регламенты, независимо от формы собственности и других прав на участки. Указанные лица могут использовать землю в соответствии с любым градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны и разрешенным видом использования.
  • Согласно четвертому пункту статьи 85 Земельного кодекса РФ, если земельный участок и связанные с ним недвижимые объекты не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальной зоны, это может быть обусловлено следующим:
  • Типы использования не включены в перечень видов разрешенного использования;
  • Их размеры не соответствуют установленным предельным значениям градостроительного регламента.
  • Сообщается о невозможности в некоторых случаях создавать земельные участки с ВРИ, соответствующим ВРИ исходных земельных участков:

    1. При разделе земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, образуются земельные участки, которые являются общим имуществом.

    Согласно пункту 1 статьи 11.3 ЗК РФ формирование земельных участков из земель или земельных участков государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

    1) проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом РФ;

    2) проектной документацией лесных участков;

  • Согласно пункту 4 статьи 11.4 ЗК РФ, когда садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество получает земельный участок, его раздел должен соответствовать проекту межевания территории.
  • При разделе такого участка могут быть созданы один или несколько земельных участков, предназначенных для садоводства или огородничества граждан, или для общего пользования.
  • Измененный участок сохраняет свои границы после раздела.
  • Таким образом, участки, относящиеся к общей собственности и образованные из участка, предоставленного садоводческому товариществу, могут иметь другой вид разрешенного использования, который не соответствует изначальному земельному назначению, указанному в утвержденных правилах.
  • При делении земельного участка с целью изъятия его для государственных или муниципальных нужд, формируются новые участки в соответствии с решением о изъятии недвижимого имущества для таких нужд.
  • Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд происходит только в исключительных случаях, на основании оснований, указанных в соответствии со статьей 49 Земельного кодекса РФ (Более подробно об этих основаниях мы рассказывали ранее).

    В связи с этим, новый земельный участок, образованный в результате раздела, и который планируется изъять, может иметь другой вид использования, отличный от исходного участка.

    1. Формирование земельных участков путем перераспределения земель или участков, принадлежащих государству или муниципалитету, и участков, принадлежащих частным лицам.

    1) информации о градостроительном регламенте и территориальной зоне, где находится земельный участок;

    2) акта государственного или местного органа власти, подтверждающего соответствие разрешенного использования земельного участка требованиям федерального закона;

    3) разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;

    4) проектной документации лесных участков относительно лесных участков;

    5) законно вступившего в силу судебного акта.

    Кроме того, при объединении нескольких смежных земельных участков с различными видами разрешенного использования, выбор разрешенного использования образуемого земельного участка от одного из исходных участков не будет нарушать требования пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

    При реорганизации нескольких прилегающих земельных участков с разными видами разрешенного использования, возможно образование новых участков с различными ВРИ, но с соответствующими видами использования исходных участков.

    Отметим, что при формировании новых участков из территорий с различными видами разрешенного использования, можно выбрать любое значение ВРИ, которое соответствует одному из ВРИ исходных участков, с учетом установленных градостроительным регламентом ограничений.

    Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях: Вконтакте , Facebook , Instagram .

    «Письмо» Росреестра от 09.10.2020 N 13-00290/20 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка»

    Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии рассмотрела обращение, связанное с установлением (изменением) разрешенных видов использования земельных участков, и предоставляет информацию о результатах этого рассмотрения.

    Согласно пункту 5.26(7) Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее — Положение), Росреестр осуществляет в том числе функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию при ведении Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления информации, содержащейся в ЕГРН, кадастровой деятельности. Согласно Положению Росреестр не имеет полномочий по толкованию законодательства и практики его применения.

    Вместе с этим, по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

    Пункт 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) определяет целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых образуются земельные участки при их разделе, объединении, перераспределении или выделе, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

    Согласно пункту 51 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921, вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать информации, содержащейся в ЕГРН, о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    При определении разрешенных видов использования земельного участка, необходимо учесть информацию о выбранных или установленных видах разрешенного использования. Эта информация должна быть указана в межевом плане на основании следующих данных:

    Советуем прочитать:  Пример составления акта по выполнению скрытых работ

    — градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в которой расположен земельный участок. В межевом плане должен быть указан реестровый номер границ территориальной зоны или ее индивидуальное обозначение (например, вид, тип, номер, индекс). Если реестровый номер отсутствует, то в разделе «Заключение кадастрового инженера» должно быть приведено обоснование указания соответствующего вида (основного и при наличии вспомогательного) разрешенного использования;

    — разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Копия такого разрешения должна быть включена в состав приложения межевого плана.

    Официального действия органа власти или местного самоуправления, подтверждающего разрешенное использование земельного участка в соответствии с федеральным законом, включая решение о согласовании предоставления земельного участка, утверждение расположения на кадастровом плане территории, утверждение проекта межевания территории (копия такого документа включается в приложение, за исключением случая, если информация о проекте межевания территории внесена в ЕГРН);

    Окончательного решения суда (копия документа включается в приложение);

    Проектной документации лесных участков в отношении этих участков.

    Следовательно, форма разрешенного использования формирующейся земельной площади может отличаться от формы разрешенного использования исходной земельной площади только в случае, если установлены федеральные законы, определяющие процедуру определения формы разрешенного использования формирующейся земельной площади, отличную от указанной в пункте 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

    Согласно пунктам 3 и 4 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), в текстовой части проекта межевания территории необходимо указывать вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ. Также следует указывать вид (виды) разрешенного использования лесного участка, если подготовка проекта межевания территории осуществляется с целью определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков.

    Согласно разделу 2 статьи 3 Южнокорейского закона от 31.07.2020 г. № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования определенных отношений для современного и расширенного использования основных инфраструктурных объектов и о внесении изменений в определенные законодательные акты Российской Федерации» (в дальнейшем — Закон № 254-ФЗ) использование земельных участков, предназначенных для размещения объектов основной инфраструктуры, указанных в статье 2 Закона № 254-ФЗ, определяется утвержденными документами по планировке территорий таких объектов основной инфраструктуры.

    В соответствии с Положением о составе и содержании документации по планировке территории, которое было утверждено Правительством Российской Федерации 12 мая 2017 года (постановление № 564), пункт 35 раздела 2 «Текстовая часть проекта межевания территории» должен содержать информацию об использовании земельных участков, которые будут выделяться для размещения линейных объектов и объектов капитального строительства, а также о занятых линейными объектами и объектами капитального строительства участках земли, которые входят в состав линейных объектов, в соответствии с проектом планировки территории.

    Необходимо отметить, что проектом поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона N 496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)» (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 9 октября 2018 года) предлагается установить случаи, при которых возможно отличие видов разрешенного использования образуемых земельных участков от вида разрешенного использования исходного земельного участка.

    Руководитель Отдела
    законодательства в сфере
    регистрации недвижимости
    и кадастровой деятельности
    Э.У.ГАЛИШИН

    Можно ли перераспределить земельные участки с разным видом разрешенного использования

    Мнение эксперта
    Иванов Николай Анатольевич

    17 марта 2024, чтобы получить доступ к актуальным изменениям в КС, станьте участником программы, которая была разработана совместно с АО »СБЕР A». Если вы успешно освоите программу, вам будут выданы удостоверения установленного образца.

    Также, не забудьте отметить в календаре 3 апреля 2024 года, где состоится презентация по программе.

    11 апреля 2024 года состоится другое мероприятие, которое тоже было разработано совместно с АО »СБЕР A». Если вы успешно освоите программу, вам будут выданы удостоверения установленного образца.

    Мы также предлагаем ознакомиться с нашими продуктами и услугами в области Информационно-правового обеспечения, ПРАЙМ Документов, лент ПРАЙМ и Писем Министерства экономического развития РФ, включая письмо от 24 августа 2018 года № Д23и-4640 “О перераспределении земель и нескольких земельных участков”.

    Если у вас есть дополнительные вопросы, мы с удовольствием ответим на них.

    Письмо Министерства экономического развития РФ от 24 августа 2018 г. № Д23и-4640 “О перераспределении земель и нескольких земельных участков”

    30 октября 2018 года Департамент недвижимости Минэкономразвития России (в дальнейшем — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение о перераспределении земельных участков, а также нескольких участков земли, и в рамках своей компетенции представляет следующую информацию.

    Согласно пункту 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются другие смежные участки, и исходные смежные участки перестают существовать.

    При перераспределении земель и участков земли происходит прекращение существования исходного участка земли и формирование нового земельного участка.

    Согласно информации, представленной Департаментом недвижимости, возникает несоответствие в вопросах относительно количества земельных участков, которые можно одновременно перераспределить с землями. Причина этого явления связана, в том числе, с использованием в статьях 39.28 и 39.29 ЗК РФ такой формулировки: «перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности». Из этой формулировки можно сделать вывод, что возможно перераспределение земельного участка в частной собственности одновременно с землями и земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности.

    Советуем прочитать:  Пример заполненного договора

    Согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ раздел V.4 ЗК РФ предусматривает только те случаи, когда разрешено формирование земельных участков путем перераспределения земель и (или) земельных участков из государственной или муниципальной собственности между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также определяются шаги, обеспечивающие создание земельных участков с использованием этого метода.

    При этом указанная глава не содержит инструкций о создании земельных участков через перераспределение, в том числе: какие земельные участки можно использовать в качестве исходных (несколько смежных земельных участков или земля и земельный участок) и какие последствия возникают (образуются несколько других смежных земельных участков, прекращается существование исходных смежных земельных участков или исходный земельный участок прекращает свое существование и образуется новый земельный участок).

    Таким образом, при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и такими землями или земельными участками и земельными участками, находящимися в частной собственности, необходимо соблюдать правила, установленные пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

    В случае, если указанные условия из пункта 1 статьи 39.27 и пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ соблюдаются, запрещается изменять распределение земель и разделять их на отдельные участки.

    Также важно отметить, что правила и требования к изменению использования земель или их разделению на участки владельцами государственных или муниципальных земель отличаются от правил и требований для частных земель.

    Иной интерпретации положений Земельного кодекса РФ о перераспределении земель или земельных участков, принадлежащих государству или муниципалитету, и земельных участков, принадлежащих частным лицам, вносит изменения в требования Земельного кодекса РФ о предоставлении земельных участков на аукционах.

    Если мы рассмотрим иной способ формирования земельных участков, который предполагает увеличение площади исходного земельного участка путем объединения земельных участков (статья 11.6 Земельного кодекса РФ), тогда мы должны отметить, что запрещается объединение земельных участков, принадлежащих государству или муниципалитету, и земельных участков, принадлежащих частным лицам. Это также указывает на необходимость установления препятствия для увеличения площадей земельных участков, принадлежащих частным лицам, путем обхода конкурсного порядка предоставления земельных участков.

    Дополнительно, внимание должно быть обращено на то, что согласно статье 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется через разделение на законодательную, исполнительную и судебную. При этом, органы законодательной, исполнительной и судебной власти имеют самостоятельность.

    Согласно решению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2017 года №24-П, акты Президиума и Пленума Верховного Суда Российской Федерации имеют важное значение для создания практики, в то время как определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам не могут быть классифицированы как таковые.

    Учет судебных актов, вынесенных по определенному делу, на основе определенных доказательств, не свидетельствует о том, что они являются нормативными правовыми актами Российской Федерации. Эти акты не составляют основу для регулирования земельных отношений, установленную статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации.

    С учетом дополнительного обоснования, Департамент недвижимости подтверждает позицию, изложенную в письме Минэкономразвития России от 10 октября 2017 г. № Д23и-5855, относительно невозможности перераспределения нескольких земельных участков и земель.

    Врио директора
    Департамента недвижимости
    М.В. Бочаров

    Обзор документа

    Согласно законодательству Российской Федерации, при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуется несколько других смежных участков, и при этом исходные объекты прекращают свое существование. Кроме того, при перераспределении земель и земельного участка, исходный участок прекращает свое существование, и вместо него образуется новый участок. Таким образом, перераспределению подлежит только один участок.

    Законодательство Российской Федерации регулирует следующие вопросы:

    — процедуру перераспределения государственных земель и земельных участков, а также частных земельных участков;

    Мнение эксперта
    Иванов Николай Анатольевич

    — порядок предоставления участков, которые находятся в государственной собственности или образуются из государственных земель или земельных участков.

    Перераспределение государственных земель или земельных участков и частных земельных участков не должно приводить к значительному увеличению площади последних.

    Запрещено совмещение государственных и личных земельных участков и допуск их увеличения без проведения конкурса.

    Чтобы просмотреть текущую версию документа и получить полную информацию о его вступлении в силу, изменениях и порядке применения, воспользуйтесь поиском в онлайн-версии системы ГАРАНТ:

    Прокурор разъясняет — Прокуратура Свердловской области

    О существующих процедурах перераспределения земельных участков рассказывает старший прокурор отдела по контролю за исполнением законности в сфере экономики прокуратуры области, Черепанова И.С.

    Одним из способов образования земельных участков является их перераспределение, в результате которого образуются совершенно новые территории.

    Перераспределение нескольких сопредельных земельных участков приводит к образованию нескольких других сопредельных участков, и при этом прекращается существование первоначальных территорий. При перераспределении земель и земельных участков исчезает первоначальный участок, и зарождается совершенно новая территория.

    Решение о перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, является основанием для осуществления данной процедуры. Перераспределение земель и земельных участков, находящихся как в государственной или муниципальной собственности, так и в частной собственности, может быть осуществлено только при наличии соглашения между уполномоченными органами (органом исполнительной власти, органом местного самоуправления) и собственниками участков.

    Статья 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации содержит перечень случаев, которые подлежат перераспределению и относятся к участкам, находящимся как в государственной или муниципальной собственности, так и в частной собственности.

    — с целью избежания вклинивания, вкрапливания и изломанности границ земельных участков, а также для приведения их в соответствие с утвержденным проектом межевания территории, возможно осуществить перераспределение указанных земель и (или) земельных участков. При этом допустимо увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, до установленных предельных максимальных размеров, при условии, что это происходит в результате такого перераспределения.

    Советуем прочитать:  Вопрос о призыве с ВСД в армию

    — Организация перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства личного жилища. При этом размер принадлежащих гражданам земельных участков может увеличиться, но не превысить установленные максимальные предельные границы.

    Перераспределение производится в соответствии с утвержденным проектом межевания земельной территории или в случае отсутствия такого проекта — в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

    В течение не более 30 дней должен быть проведен анализ указанной заявки и принято одно из следующих решений:

    — утверждение схемы расположения земельного участка со сопроводительным письмом, содержащим указанную схему, отправляемое заявителю;

    — отправка заявителю согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

    — принятие решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков согласно установленным законом основаниям.

    В статье 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации перечислены основания, по которым может быть отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Например, отказ может быть обусловлен необходимостью образования земельного участка или земельных участков путем перераспределения уже имеющегося земельного участка, который находится в частной собственности, а также земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок. Также возможно отказать в заключении соглашения, если земельные участки зарезервированы для государственных или муниципальных нужд и другие аналогичные случаи.

    В принятом решении об отказе должны быть указаны все основания отказа и оно должно быть обоснованным.В случае несогласия с принятым решением, оно может быть обжаловано в судебном порядке.Вконтакте
    LiveJournal

    Прокуратура
    Свердловской области

    Информация предоставлена Прокуратурой Свердловской области.

    Дата публикации: 26 мая 2020 года, 18:58.

    Перераспределение земель возможно

    Старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики прокуратура области Черепанова И.С. дает пояснения:

    Один из способов образования земельных участков — это их перераспределение, в результате которого создаются новые земельные участки.

    При перераспределении нескольких соседних земельных участков появляются несколько других соседних земельных участков, и существование этих соседних земельных участков прекращается. При перераспределении земельного участка прекращается существование исходного участка и образуется новый земельный участок.

    Пункт 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи перераспределения земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков, находящихся в частной собственности. Среди этих случаев:

    — перераспределение таких земель и (или) земельных участков с целью приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории. Это делается для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ и чересполосицы, при условии, что площадь земельных участков, которые находятся в частной собственности, увеличивается. Увеличение недолжно превышать установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

    Организация перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков, которые принадлежат гражданам и предназначены для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, разрешена при условии, что площадь земельных участков, принадлежащих гражданам, не превышает установленных предельных размеров земельных участков после перераспределения.

    Данное перераспределение осуществляется в соответствии с утвержденным проектом границ территорий или, в случае отсутствия такого проекта, в соответствии с утвержденной схемой размещения земельного участка.

    Для заключения соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, владельцы участков должны обратиться в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении и предоставить необходимые документы, перечень которых установлен Земельным кодексом Российской Федерации (статья 39.29).

    Уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление и в течение 30 дней принять одно из следующих решений:

    — утвердить схему расположения земельного участка и направить ее заявителю;

    — выдать согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков на основании утвержденного проекта межевания территории.

    — принять решение о невозможности заключения соглашения о перераспределении земельных участков при наличии законных оснований.

    Законные основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков перечислены в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. Например, это может быть образование земельного участка или земельных участков путем перераспределения уже существующего земельного участка, который является частной собственностью, или земли, которые могут быть использованы для создания отдельного земельного участка, а также зарезервированные для государственных или муниципальных нужд и другие случаи.

    При этом решение о невозможности заключения соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать информацию обо всех основаниях отказа.

    Обжалование принятого решения возможно в судебном порядке.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector